Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре - помощнике судьи Давидович Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-254/2022 по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии города Троицка и признании незаконными и отмене решений территориальной избирательной комиссии города Троицка от 17 августа 2022 г. N 49/189-5 "Об обращении Лебедева А.В." и от 22 августа 2022 г. N 51/205-5 "Об обращении Лебедева А.В." по апелляционной жалобе Лебедева Александра Васильевича на решение Челябинского областного суда от 6 сентября 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения административного истца Лебедева А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии города Троицка Кашновой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 г. N 12/388-7 на 11 сентября 2022 г. назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25.
Полномочия окружной избирательной комиссии по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 на данных выборах постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 г.N 12/389-7 возложены на территориальную избирательную комиссию города Троицка (далее - ТИК города Троицка; избирательная комиссия).
Решением ТИК города Троицка от 13 июля 2022 г. N 40/157-5 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 зарегистрирована Черепухина С.В.
13 августа 2022 г. Лебедев А.В. обратился в избирательную комиссию с жалобой на нарушение кандидатом Черепухиной С.В. требований к размещению агитационных материалов, использование партией, выдвинувшей кандидата, агитационных материалов без оплаты из избирательного фонда партии, нарушение принципа равенства кандидатов при проведении агитационных мероприятий.
Решением ТИК города Троицка от 17 августа 2022 г. N 49/189-5 "Об обращении Лебедева А.В." в удовлетворении жалобы Лебедева А.В. отказано.
18 августа 2022 г. Лебедев А.В. обратился в избирательную комиссию с жалобой на нарушение кандидатом Черепухиной С.В. и органами местного самоуправления ряда муниципальных образований, входящих в состав Троицкого и Чесменского районов, избирательного законодательства.
Решением ТИК города Троицка от 22 августа 2022 г. N 51/205-5 "Об обращении Лебедева А.В." Лебедеву А.В. в удовлетворении жалобы отказано.
Лебедев А.В, обладающий пассивным избирательным правом, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить упомянутые решения ТИК города Троицка от 17 августа 2022 г. N 49/189-5 и от 22 августа 2022 г. N 51/205-5, а также признать незаконным бездействие избирательной комиссии, выразившееся в уклонении от принятия решения об обращении в суд с требованиями об отмене регистрации кандидата Черепухиной С.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кандидатом Черепухиной С.В. и выдвинувшей её партией не оплачены агитационные материалы с символикой партии из избирательного фонда партии; кандидат использует преимущества своего должностного положения, выступает на мероприятиях, организованных органами государственной власти и местного самоуправления, формируя положительный образ кандидата на выборах; в нарушение установленного запрета кандидат использует безвозмездно помещения государственной и муниципальной собственности для размещения агитационных материалов; кандидатом нарушается законодательство об авторских правах и незаконно размещается агитационный материал на фасадах школ и детских садов.
Несмотря на допущенные кандидатом Черепухиной С.В. нарушения избирательного законодательства, ТИК города Троицка необоснованно отказала в удовлетворении его обращений оспариваемыми решениями.
Поскольку по результатам рассмотрения его заявлений не последовало обращение избирательной комиссии в суд с требованиями об отмене регистрации кандидата Черепухиной С.В, административный истец полагал, что избирательной комиссией допущено бездействие, выразившееся в уклонении от принятия решения о таком обращении.
Решением Челябинского областного суда от 6 сентября 2022 г. Лебедеву А.В. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Лебедев А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы ТИК города Троицка поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днём голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ заседание избирательной комиссии, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, является правомочным, если на нём присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исходя из пункта 14 данной статьи, решения избирательной комиссии по вопросам, не указанным в пункте 13 этой же статьи, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 22 декабря 2020 N 196/1627-6 ТИК города Троицка сформирована в количестве 11 членов комиссии с правом решающего голоса.
Из решения рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 от 17 августа 2022 г. N 2 следует, что по обращению Лебедева А.В. от 13 августа 2022 г. осуществлена проверка, в том числе с выходом на место и проведением соответствующих замеров.
Установлено, что агитационные материалы кандидата Черепухиной С.В. размещены на расстоянии более 50 метров от входа в здание, в котором расположена избирательная комиссия.
При проверке доводов Лебедева А.В. о том, что при открытии в городе Троицке стадиона "Сатурн-плюс" использовалась символика партии, выдвинувшей Черепухину С.В. кандидатом в депутаты, таблички с логотипом партии, флаги и манишки на волонтёрах, которые не были оплачены из избирательного фонда партии, установлено, что мероприятие "День физкультурника" и открытие стадиона "Сатурн-плюс", организованное Управлением по спорту, туризму и делам молодёжи Администрации города Троицка при поддержке партии, выдвинувшей Черепухину С.В. кандидатом в депутаты, проведено в рамках текущей деятельности местного отделения партии и не связано с избирательной кампанией депутата Черепухиной С.В. Соответственно, открытия партией, выдвинувшей кандидата, специального избирательного счёта не требуется.
Оценивая доводы Лебедева А.В. о том, что кандидат Черепухина С.В, выступая на массовых мероприятиях с целью формирования положительного образа кандидата использовала преимущества своего должностного положения, после проверки этих доводов рабочая комиссия указала, что в числе приглашённых на указанный праздник действительно значилась Черепухина С.В, но не в качестве кандидата в депутаты, а в качестве должностного лица - ректора ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный аграрный университет", поскольку университет является самым большим учреждением высшего образования на территории города. Само мероприятие являлось спортивным праздником и не носило агитационный характер.
По итогам проверки обращения Лебедева А.В. рабочая группа не усмотрела в действиях Черепухиной С.В. нарушений избирательного законодательства и рекомендовала избирательной комиссии в удовлетворении требований Лебедева А.В. отказать.
Проанализировав установленные рабочей группой обстоятельства и её выводы, ТИК города Троицка, принимая решение от 17 августа 2022 г. N 49/189-5 "Об обращении Лебедева А.В.", с выводами рабочей группы согласилась.
Заседание избирательной комиссии, на котором принято указанное решение, проведено в правомочном составе, за его принятие проголосовало 9 членов избирательной комиссии из 9 присутствующих.
Из решения рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 от 22 августа 2022 г. N 3 усматривается, что доводы Лебедева А.В, содержащиеся в его обращении от 18 августа 2022 г. относительно того, что участие кандидата в депутата Черепухиной С.В. в массовых мероприятиях: 12 июля 2022 г. в пос. Редутов на празднике "Сабантуй", 18 июля 2022 г. в пос. Огнеупорный на празднике "День металлурга", 6 августа 2022 г. в с. Чесма на празднике "Туган Жер", 7 августа 2022 г. в пос. Целинном "День села", обусловлено избирательной кампанией кандидата, при этом кандидатом использовались преимущества должностного положения, проверены рабочей группой с получением объяснений глав администраций поселений, главы Чесменского района, и своего подтверждения не нашли.
Рабочая группа также при получении пояснений главы Родниковского сельского поселения установила, что агитационный материал Черепухиной С.В. размещён на здании детского сада (в соответствии с заключённым договором с представителем собственника здания), а не внутри помещения, в образовательной деятельности данный материал не используется, призыва участия несовершеннолетних в политическом процессе не содержит.
По итогам проверки обращения Лебедева А.В. рабочая группа не усмотрела в действиях Черепухиной С.В. нарушений избирательного законодательства и рекомендовала избирательной комиссии в удовлетворении требований Лебедева А.В. отказать.
Принимая решение от 22 августа 2022 г. N 51/205-549/189-5 "Об обращении Лебедева А.В.", ТИК города Троицка с выводами рабочей группы согласилась.
Заседание избирательной комиссии, на котором принято указанное решение, проведено в правомочном составе, за его принятие проголосовало 10 членов избирательной комиссии из 10 присутствующих.
Таким образом, не усмотрев в действиях кандидата Черепухиной С.В. нарушений, о которых указывал в своих обращениях Лебедев А.В, избирательная комиссия имела основания для принятия оспариваемых решений.
Суд первой инстанции, правильно установив, что оспариваемые решения приняты в пределах компетенции ТИК города Троицка, правомочным составом, являются мотивированными и обоснованными, пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для признания их незаконными и отмене.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облечённые в установленную форму (постановление, решение) или закреплённые в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на неё нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своём заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облечённое в соответствующую форму или закреплённое в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнила.
Лебедев А.В. усматривает бездействие избирательной комиссии в том, что по результатам его обращений ею не принято решение об обращении в суд с требованиями об отмене регистрации кандидата Черепухиной С.В.
Однако такая обязанность в силу положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ у избирательной комиссии отсутствует.
Требования об отмене регистрации кандидата Черепухиной С.В. указаны административным истцом в качестве способа восстановления нарушенных, по его мнению, прав, а потому суд правомерно отказал в их удовлетворении.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедева Александра Васильевича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.