Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Сериковой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-114/2022 по апелляционной жалобе комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 года, которым частично удовлетворён административный иск общества с ограниченной ответственностью "Траст лес" о признании не действующим в части приказа комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 1 ноября 2018 года N 20 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Траст лес" - Степутенко С.М, представителя административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области - Котолевской Н.Л, заключение прокурора Парфеновой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 1 ноября 2018 года N 20 (далее - Приказ) утверждён лесохозяйственный регламент Кировского лесничества Ленинградской области (далее - Регламент).
Приказ опубликован 2 ноября 2018 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Согласно введению Регламент содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории, лесорастительным условиям лесничества, определяет правовой режим лесов.
Регламент содержит краткую характеристику лесничества, виды разрешённого использования лесов (глава 1), нормативы, параметры и сроки разрешённого использования лесов (глава 2), ограничения использования лесов (глава 3), приложения.
Из раздела 1.1.6.5. Регламента следует, что в соответствии с приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-47 на территории Кировского лесничества установлены границы охранной зоны - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда" 1941-1944 гг." (далее - Достопримечательное место).
В таблице 1.5.6 - "Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия" названного раздела указаны: наименование особо охраняемой природной территории - Достопримечательное место, основание к выделению - приказы комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-46 и N 01-03/18-47; участковое лесничество, квартал: Мгинское (северная часть), кварталы NN 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 5, 6ч, 10ч, 12ч, 17ч, 20ч, 21-23, 24ч, 25ч, 26ч, 35, 36ч, 37ч, 38ч, 39, 40ч, 41ч, 42-46, 47ч, 53ч, 56ч, 57ч, 58-60, 61ч, 63-73, 75ч, 76-79, 85ч, 86ч, 87-92, 97ч, 98, 99ч, 100ч, 119ч, 120ч, 121-131; Мгинское (южная часть), кварталы NN 18ч, 19, 20, 33ч, 34-36, 47ч, 48-52, 63ч, 64ч, 65-68, 69ч, 70ч, 83ч, 84-89, 90ч, 91ч, 92ч, 103ч, 104ч, 105-112, 113ч, 114ч, 126-133, 134ч, 135ч, 136ч; Березовское (северная часть), кварталы NN 1ч, 2-4, 5ч, 6ч, 7ч, 8ч, 9ч, 14ч, 15ч, 16, 21ч, 22, 27ч, 30ч, 132ч, 142ч, 152ч, 162ч; Шумское, квартал N 208ч; режим ведения хозяйства: хозяйственная деятельность осуществляется с учётом соблюдения требований режима особой охраны объекта культурного наследия в соответствии с Приложением N 2 приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-47 и иными требованиями действующего законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия; на территории указанного объекта культурного наследия использование лесов в целях заготовки древесины не допускается.
Расположение Достопримечательного места показано на прилагаемой карте-схеме местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области (том 2, л.д. 119).
Общество с ограниченной ответственностью "Траст лес" обратилось с административными исковыми требованиями, которыми с учётом уточнений просило признать недействующими:
раздел 1.1.6.5. Регламента в той части, в какой границы Достопримечательного места установлены приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-47 (абзац 1), расположение Достопримечательного места показано на прилагаемой карте-схеме местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов (абзац 2), таблицу 1.5.6 - "Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия";
раздел 1.2 Регламента в той части, где в дополнении (*) к таблице 1.7(5) - "Виды разрешённого использования лесов" указано о допустимом использовании лесов в виде строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов на частях Мгинского (северная часть), Мгинского (южная часть), Березовского (северная часть), Шумского участковых лесничеств Достопримечательного места, утверждённого приказами комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-46 и N 01-03/18-47. Сведения о площади, местоположении указанного объекта культурного наследия и установленном режиме ведения хозяйства приведены в разделе 1.1.6.5. На территории указанного объекта культурного наследия использование лесов в целях заготовки древесины не допускается. Разрешаются необходимые мероприятия по уходу за лесами и лесовосстановлению;
раздел 2.1.13 Регламента в той части, где в дополнении (*) к таблице 2.9(9) - "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок" указано, что части Мгинского (северная часть), Мгинского (южная часть), Березовского (северная часть), Шумского участковых лесничеств общей площадью 15670 га включены в общую расчетную лесосеку, но использование лесов в соответствии с требованиями приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-47 в целях заготовки древесины не допускается. Номера кварталов указанных участковых лесничеств, в которых заготовки древесины не допускается, приведены в таблице 1.5.6;
карту-схему местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, прилагаемую к Регламенту в части отображённого Достопримечательного места (том 2, л.д. 241-247).
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором лесных участков с целью заготовки древесины на основании договора аренды N 1/3-2014-12 от 24 декабря 2014 года. Регламент содержит запреты и ограничения на ведение хозяйственной деятельности на основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018 года N 01-03/18-47, которым установлены границы Достопримечательного места. Решением Ленинградского областного суда от 5 июня 2019 года указанный приказ признан недействующим. Следовательно, Регламент содержит избыточные ограничения на заготовку древесины.
Решением Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признан недействующим Регламент в части таблицы 1.5.6 раздела 1.1.6.5, карты-схемы местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области в той мере, в которой не позволяет определить границы Достопримечательного места на территории: Мгинского участкового лесничества (северная часть) в кварталах NN 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 47, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 72, 73, 75, 76, 85, 86, 97, 99, 100, 119, 120, 128, 130; Мгинского участкового лесничества (южная часть) в кварталах NN 18, 19, 33, 47, 63, 64, 83, 103, 104; Березовского участкового лесничества (северная часть) кварталы NN 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14, 15, 16, 21, 22, 27, 30, 132, 142, 152, 162; Шумского участкового лесничества в квартале N 208.
В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
На апелляционную жалобу обществом с ограниченной ответственностью "Траст лес" представлены возражения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного истца просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор дал заключение об отмене судебного акта в части.
Представитель заинтересованного лица комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещён своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 83, части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341 утверждено Положение о комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Положение).
Согласно пунктам 1.1, 2.2 Положения комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области.
На Комитет в сфере лесных отношений возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что Регламент утверждён в пределах предоставленных полномочий Комитету, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Проверяя соответствие оспариваемых пунктов Регламента нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о частичном наличии такого противоречия.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27, частям 1, 5, 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации допускается установление запрета на проведение рубок.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 13 мая 2015 года N 01-03/15-19 Достопримечательное место включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (том 3, л.д. 61, оборот).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 декабря 2017 года N 136066-р Достопримечательное место зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 471731247650005.
19 апреля 2018 года комитетом по культуре Ленинградской области издан приказ N 01-03/18-47 "Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг." (далее - Приказ N 01-03/18-47).
Из пунктов 1, 2 Приказа N 01-03/18-47 следует, что установлены границы территории Достопримечательного места, согласно приложению 1; установлены требования к осуществлению деятельности и требования к градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места, согласно приложению 2.
Решением Ленинградского областного суда от 12 октября 2018 года, вступившим в законную силу 5 июня 2019 года (дело N 3а-105/2018), Приказ N 01-13/18-47 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 17 февраля 2020 года N 01-03/20-46 Приказ N 01-03/18-47 отменён.
21 января 2022 года комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области издан приказ N 01-03/22-5 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.", требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах его территории" (далее - Приказ N 01-03/22-5).
Пунктом 1 данного приказа установлены границы территории Достопримечательного места, согласно приложению 1 (том 2, л.д. 170-224).
Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" подготовлена карта-схема Кировского лесничества Ленинградской области, из которой следует, что границы Достопримечательного места, установленные Приказом N 01-03/18-47, не совпадают с границами, установленными Приказом N 01-03/22-5 (том 3, л.д. 67а).
Кроме того, несовпадение указанных границ следует из фрагментов схем Кировского Лесничества, представленных ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" (том 3, л.д. 53-59) и из сравнительного анализа координат поворотных точек границ Достопримечательного места, приведённых в Приказе N 01-03/18-47 (материалы дела N 3а-105/2018) и в Приказе N 01-03/22-5 (том 2, л.д. 206-224).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что границы Достопримечательного места, указанные в таблице 1.5.6 раздела 1.1.6.5. Регламента и в прилагаемой к Регламенту карте-схеме местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области (том 2, л.д. 119), являются результатом воспроизведения положений недействующего нормативного правового акта, вводят участников регулируемых правоотношений в заблуждение и в таком виде существовать не могут.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
Тем не менее, отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим Регламента в части таблицы 1.5.6 раздела 1.1.6.5, карты-схемы местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области в той мере, в которой указанные нормы не позволяют определить границы Достопримечательного места на территории Мгинского участкового лесничества (южная часть) в кварталах NN 51, 52, 69ч, 70ч, 90ч, 91ч, 92ч, 112, 113ч, 114ч, 132, 133, 134ч, 135ч, 136ч суд первой инстанции исходил из того, что лесные участки в указанных кварталах не передавались в аренду административному истцу, тем самым его права и законные интересы не затрагивались.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128, пункту 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Если иное не установлено данным кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного кодекса.
Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные, в том числе пунктом 1 части 1 статьи 194 данного кодекса.
Поскольку в указанной части оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы административного истца не затрагивает, производство по делу в указанной части подлежало прекращению.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом допущено нарушение норм процессуального права, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в указанной части и производство по делу прекратить.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими таблицы 1.5.6 раздела 1.1.6.5, карты-схемы местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области, утверждённого приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 1 ноября 2018 года N 20 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области" в той мере, в которой указанные нормы не позволяют определить границы охранной зоны - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда" 1941-1944 гг." на территории Мгинского участкового лесничества (южная часть) в кварталах NN 51, 52, 69ч, 70ч, 90ч, 91ч, 92ч, 112, 113ч, 114ч, 132, 133, 134ч, 135ч, 136ч.
В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.