Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Камчатского края Башмакова А.А. на вступившее в законную силу решение судьи Камчатского краевого суда от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Каскад",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 февраля 2022 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Камчатского краевого суда от 6 апреля 2022 года указанное постановление судьи городского суда отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Каскад" прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесённом в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Камчатского края Башмаков А.А. просит вступившее в законную силу решение судьи краевого суда отменить, приводя доводы о его незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
ООО "Каскад" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещено о принесении протеста, в установленный срок свои возражения не представило.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 названного Кодекса те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Каскад" при оказании развлекательных услуг детям, посетителям игровой комнаты парка аттракционов "Замания" ООО "Каскад", расположенного в ТЦ "Фамилион" по адресу: "адрес", допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которое совершено при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно: не соблюдается социальное дистанцирование, поскольку на момент проверки цветовая разметка была стёрта; в игровой зоне 2 рециркулятора "Salt Light", один рециркулятор предназначен для обеззараживания воздуха объёмом до 224 куб.м.; площадь игровой зоны составляет 801, 4 м2, высота зоны до потолка = 3, 85 м; объём воздуха в игровой зоне составляет 3 085, 39 куб.м, из чего следует, что обеззараживание воздуха полностью не проводится.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского в отношении ООО "Каскад" постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 18 февраля 2022 года судьёй Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края вынесено постановление, которым уточнено время совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Каскад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами судьи городского суда не согласился судья Камчатского краевого суда, решением которого постановление от 18 февраля 2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
Отменяя постановление судьи городского суда и прекращая производство по делу в отношении ООО "Каскад", судья краевого суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку положения Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), нарушение пункта 4.4 которых вменено в вину ООО "Каскад", обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выполнение названных мероприятий указанными органами власти обеспечивается путём установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
С указанными выводами судьи краевого суда нельзя согласиться в силу следующего.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно приложению N 1 к постановлению Губернатора Камчатского края от 3 июля 2021 года N 94 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальные предприниматели обеспечивают соблюдение требований, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьёй 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).
Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в корреспонденции с положениями Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4)
В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 4.4. СП 3.1.3597-20 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является в числе прочего: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
Согласно абзацу 3 пункта 6.3 СП 3.1.3597-20 воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров)
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Каскад" при осуществлении деятельности в помещениях N 21, N 32 парка аттракционов "Замания" ООО "Каскад", расположенного в ТЦ "Фамилион" по адресу: "адрес", в нарушение требований статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 29, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, абзацев 1, 3 пункта 4.4, абзаца 3 пункта 6.3 СП 3.1.3597-20, допустило несоблюдение мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, а именно: в помещениях игрового парка не соблюдается социальное дистанцирование, поскольку цветовая разметка стёрта, обеззараживание воздуха полностью не проводится, поскольку в игровой зоне 2 рециркулятора Salt Light один рециркулятор предназначен для обеззараживания воздуха объёмом до 224 м3; площадь игровой зоны составляет 801, 4 м2, высота зоны до потолка = 3, 85 м; объём воздуха в игровой зоне составляет 3 085, 39 м3.
Указанные нарушения были выявлены по результатам эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни с установлением причинно-следственной связи, проведённого 8 декабря 2021 года.
Иные выводы послужившие основанием для прекращения производства по делу, в том числе о том, что визуально разметка идентифицировалась, о достаточности рециркуляторов воздуха с учётом проведения иных мероприятий, являются преждевременными, основаны на ненадлежащем исследовании представленных в материалы дела доказательств.
С учётом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй Камчатского краевого суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Камчатского краевого суда от 6 апреля 2022 года, состоявшееся в отношении ООО "Каскад" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Камчатский краевой суд на стадию принятия к производству жалобы ООО "Каскад" на постановление должностного лица.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
протест заместителя прокурора Камчатского края Башмакова А.А. удовлетворить.
Решение судьи Камчатского краевого суда от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Каскад", отменить.
Дело вернуть на новое рассмотрение в Камчатский краевой суд.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.