Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной организации "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" Новикова "данные изъяты"
установил:
постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) N от 18 ноября 2021 года должностное лицо - директор Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной организации "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" Новиков А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2022 года постановление должностного лица от 18 ноября 2021 года с применением части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, Новикову А.И. назначено административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года, постановление должностного лица 18 ноября 2021 года и решение судьи районного суда от 17 февраля 2022 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Новикова А.И. прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, с объявлением Новикову А.И. устного замечания.
В протесте, принесенном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Трухин А.С. просит отменить вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года, возвратить дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Новиков А.И, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) Трухиным А.С. протеста на указанный выше судебный акт, в установленный срок направил письменные возражения, в которых просил протест оставить без удовлетворения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, и доводы протеста заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из постановления об административном правонарушении следует, что соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях на 2020 год, заключенным между муниципальным районом "Абыйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), бюджету муниципального района "Абыйский улус (район)" предусмотрено 257 990 583, 00 руб, из них Муниципальному бюджетному учреждению общеобразовательная организация "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" 39 221 998, 70 руб.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Абыйского района по информации Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о выявленных фактах нецелевого использования бюджетных средств установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" допустило нецелевое расходование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 245 576, 40 руб, выразившееся в направлении средств субвенции в 2020 году на оплату труда работников Учреждения, не включенных в перечень должностей, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а именно рабочих по обслуживанию зданий, посудомойщицы, ночных сторожей.
Датой перечисления средств субвенции на выплату заработной платы являются - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 3 и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.
Директором Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной организации "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" является Новиков А.И.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом 18 ноября 2021 года вынесено постановление о привлечении Новикова А.И. к административной ответственности.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление на решение судьи районного суда в порядке статей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решением от 28 апреля 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменил, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Новикова А.И. прекратил на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Принимая указанное решение, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного правонарушения, исходил из того, что отсутствуют какие-либо вредные последствия, и существенные нарушения охраняемых общественных отношений.
Обжалуемый судебный акт по доводам протеста не может быть отменен в силу следующего.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу части 2 статьи 30.17 названного Кодекса изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Однако таких нарушений по делу не установлено и в протесте не приведено.
Несогласие с мотивами, приведенными судебной инстанцией в обоснование вывода о малозначительности совершенного правонарушения, не может являться поводом к отмене состоявшего по делу судебного акта, принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, которые могут истечь и на дату вынесения решения.
Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного (городского) суда, решения судьи вышестоящего суда и сделанных в этих решениях выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи относительно правовой квалификации действий (бездействия), однако он не вправе этого делать, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.
При таких обстоятельствах истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного (городского) и вышестоящего суда.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Новикова А.И. настоящего дела об административном правонарушении, имели место в 2020 году, датами совершения правонарушения являются - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 3 и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Новикова А.И. к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий данного лица в силу закона отсутствует.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2022 года, вынесенное в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной организации "Белогорская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Ефимова" Новикова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.