Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Епифанцева Ю.Г., действующего на основании доверенности в защиту Абдуганиева И.Х., на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 июня 2022 года в отношении гражданина Республики Таджикистан Абдуганиева Ихтиёра по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 3 июня 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 16 июня 2022 года), гражданин Республики Таджикистан Абдуганиев И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Епифанцев Ю.Г. в защиту Абдуганиева И. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Для достижения указанных целей на судье, органе должностном лице, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, лежит обязанность выяснить: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выполнение установленных Кодексом задач должно быть обеспечено на всех стадиях производства по делу при непосредственном исследовании лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, всех представленных в дело доказательств.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации
В отношении гражданина Таджикистана Абдуганиева И. 20 мая 2022 года составлен протокол по делу об административном правонарушении 27 ХК N 255002, согласно которому 20 мая 2022 года в 07 часов 20 минут он нарушил режим пребывания в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а именно: въехал в Российскую Федерацию 1 мая 2016 года с разрешенным сроком пребывания до 14 сентября 2021 года, но не выехал и незаконно находился в городе "адрес".
Постановлением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2022 года Абдуганиев И. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и указано, что, въехав на территорию Российской Федерации 1 мая 2016 года, он 14 июня 2016 года получил патент, срок которого продлил до 14 июня 2017 года. В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации N 274 от 18 апреля 2020 года "О временных мерах по урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ N 274) течение срока временного пребывания Абдуганиева И. в Российской Федерации приостановлено с 15 марта 2020 года. Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ N 791) течение срока временного пребывания Абдуганиева И. в Российской Федерации возобновлено с 14 сентября 2021 года.
Оспаривая данные выводы судьи районного суда в Хабаровский краевой суд, защитник Абдуганиева И. указал, что признание органом миграционного контроля того факта, что срок пребывания гражданина Таджикистана разрешен до 14 сентября 2021 года (как указано в протоколе по делу об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции), обязывало применить к нему положения Указа Президента Российской Федерации N 364 от 15 июня 2021 года "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ N 364).
По утверждениям Абдуганиева И, он легализовал свое положение в Российской Федерации, обратившись с заявлением в миграционную службу в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 названного указа, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта названного Указа с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 6 Указа Президента РФ N 364).
Таджикистан в указанный перечень не включен, временные ограничения на транспортное сообщение с иностранным государством не сняты, что свидетельствует о том, что предельный срок временного пребывания в Российской Федерации Абдуганиева И, исчисляемый с 16 июня 2021 года, не наступил.
Вместе с тем данные доводы оценки судьей Хабаровского краевого суда в решении от 3 июня 2022 года не получили. Значимые для указанных целей обстоятельства судом второй инстанции не выяснялись.
Ограничившись в судебном акте указанием на то, что срок законного пребывания Абдуганиева И. в Российской Федерации истек 14 июня 2017 года, судья краевого суда не дал оценки данным миграционной карты иностранного гражданина, о постановке на учет 11 февраля 2021 года (срок убытия 29 марта 2021 года), 29 марта 2021 года (срок убытия 14 сентября 2021 года), 12 апреля 2022 года (дата убытия 14 апреля 2022 года) (л.д.6, 13), а также указанию в протоколе об административном правонарушении о разрешении срока пребывания до 14 сентября 2021 года.
Таким образом, по делу остался не выясненным вопрос о том, на основании чего в отношении Абдуганиева И. миграционной службой внесены записи о постановке его на миграционный учет в 2021 - 2022 годах: вследствие урегулирования Абдуганиевым И. своего правового положения в Российской Федерации (на чем он настаивает в жалобе) либо вследствие применения положений названных выше Указов Президента РФ.
Судья районного суда в ходе рассмотрения дела пришел к выводу, что срок пребывания Абдуганиева И. в Российской Федерации приостанавливался на основании Указа Президента РФ N 274 до 15 марта 2020 года, а затем был возобновлен с 14 сентября 2021 года на основании Указа Президента РФ N 791. Данные выводы правовой оценки судьей Хабаровского краевого суда также не получили.
Между тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента N 274 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 791 и от 2 января 2021 года N 1) на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
Таким образом, срок пребывания иностранного гражданина на основании данного Указа Президента РФ мог быть приостановлен лишь в случае, если срок его законного пребывания истекал в указанный период времени.
Следовательно, делая вывод о том, что срок пребывания Абдуганиева И. на территории Российской Федерации на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года был продлен Указом Президента РФ N 274, суд должен был установить, что истечение срока законного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации приходилось на указанный период времени
Таких выводов по делу не сделано, данное обстоятельство не выяснено, что делает неясным вывод суда первой инстанции о приостановлении течения срока пребывания Абдуганиева И. на территории Российской Федерации на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.
Следует также отметить, что вопреки суждению судьи районного суда, Указ Президента РФ N 791 не содержит нормы, согласно которой течение срока временного пребывания иностранных граждан возобновляется с 14 сентября 2021 года.
Пунктом 2 Указа Президента РФ N 791 установлено, что действие указанных выше положений, изложенных в подпункте "а" пункта 2 Указа Президента РФ N 274, не распространяется:
- по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство (подпункт "а");
- по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу настоящего Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства (подпункт "б").
На момент вступления в силу Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года N 274 транспортное сообщение с Республикой Таджикистан возобновлено не было.
Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" (с последующими изменениями) установлено, что воздушное сообщение с Таджикистаном открыто 31 марта 2021 года, то есть после вступления в силу Указа Президента РФ N 791, и с этой даты 90 суток подлежали исчислению.
Указанное распоряжение действовало на территории Российской Федерации до 14 июля 2022 года, когда было отменено распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2022 года N 1552-р.
К моменту истечения 90-дневного срока, исчисляемого с 31 марта 2021 года, вступил в силу Указ Президента РФ N364, что также следовало учесть при разрешении настоящего дела.
Вместе с тем данные положения не были учтены при рассмотрении данного дела. Судьей Хабаровского краевого суда выводы судьи районного суда оставлены без внимания и оценки, а доводы жалобы Епифанцева Ю.Г. в защиту Абдуганиева И. о распространении на него правового положения, установленного Указом Президента РФ N 364, поскольку иностранный гражданин легализовал свое положение в Российской Федерации и по состоянию на 20 мая 2022 года имел право пребывать на ее территории Российской Федерации, проверки не получили.
При указанных обстоятельствах следует вывод о том, что фактические обстоятельства дела, правовое положение Абдуганиева И, периоды, в которые истекали сроки законного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, не установлены.
Без выяснения значимых по делу фактических обстоятельств проверка правильного применения в отношении Абдуганиева И. действующего миграционного законодательства, включая положения названных указов Президента РФ, в рассматриваемый период времени невозможна.
Имеющиеся по делу противоречия судьей Хабаровского краевого суда, проверяющим законность не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, не устранены.
Такое рассмотрение жалобы, поданной в порядке статьи 30.7 КоАП РФ, не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенное судьей Хабаровского краевого суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер, принятое им 3 июня 2022 года решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 июня 2022 года, вынесенное в отношении Абдуганиева И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело - возвращению в Хабаровский краевой суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
решение судьи Хабаровского краевого суда от 3 июня 2022 года в отношении гражданина Республики Таджикистан Абдуганиева Ихтиёра по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Хабаровский краевой суд.
Жалобу Епифанцева Ю.Г. в защиту Абдуганиева И.Х. удовлетворить частично.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.