Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Шелеховский комплексный леспромхоз" Кожанова С.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2020 года N 88/1140-21, решение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 февраля 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 мая 2022 года в отношении акционерного общества "Шелеховский комплексный леспромхоз" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2020 года N 88/1140-21 юридическое лицо - акционерное общество "Шелеховский комплексный леспромхоз" (далее - АО "Шелеховский КЛПХ") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частями 1, 2 статьи 8.31, частями 1, 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с применений положений статей 4.1, 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 5 мая 2022 года, указанное постановление должностного лица административного органа в части привлечения АО "Шелеховский КЛПХ" по части 2 статьи 8.31 и части 3 статьи 8.32 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ АО "Шелеховский КЛПХ" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, генеральный директор АО "Шелеховский КЛПХ" Кожанов С.Н. просит постановление должностного лица административного органа и решения судей отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы, действующие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (часть 1 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (статья 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474 (далее - Правила заготовки древесины).
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Названными нормативными правовым актами предписано:
- не допускать оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке (подпункт 12 "3" Правил заготовки древесины);
- не допускать невыполнения или не своевременного выполнения работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации (пункт 14 Правил санитарной безопасности в лесах);
- не допускать сдвигания порубочных остатков к краю (стене) леса при разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов (пункт 15 Правил санитарной безопасности в лесах);
- не допускать засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах);
- при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах);
- собирать в штабеля или поленницы заготовленную древесину, оставляемую в местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, и отделять противопожарной минерализованной полосой (пункт 19 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 29 апреля 2020 года N 414- рп, в Комсомольском муниципальном районе с 30 апреля 2020 года введен особый противопожарный режим.
Материалами дела установлено, что в ходе осмотров, проведенных с 16 по 25 июня 2020 года на лесосеках Ягодного участкового лесничества Нижнетамбовского лесничества, разработку которых на основании лесных деклараций, технологических карт, по договорам аренды осуществляет АО "Шелеховский КЛПХ", выявлены нарушения названных выше правил, а именно допущено: засорение отходами лесозаготовок; сдвигание порубочных остатков на стену растущего леса; оставление на месте рубки, на пасечном волоке неокорененной заготовленной древесины; места рубки не очищены от сучьев, остатков и частей срубленных деревьев, которые не уложены на месте рубки, а разбросаны в хаотичном беспорядке; в границах лесосеки оставлена на погрузочном пункте заготовленная, неокорененная, не собранная в штабеля и не отделенная минерализованной полосой древесина.
Выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины и Правил санитарной безопасности в лесах в лесах послужили основанием для возбуждения в отношении АО "Шелеховский КЛПХ" дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 статьи 8.25, частями 1, 2 статьи 8.31, частями 1, 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанным нормам.
При пересмотре постановления в порядке статей 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья районного суда, с выводами которого согласился судья краевого суда, пришел к выводу об отсутствии событий административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 и частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и прекратил производство по делу в этой части на основании пункта 1 части 2 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласился с обоснованностью признания общества виновным по части 1 статьи 8.25, части 1 части 8.31 и части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей, Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 19-42), выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 44-52), копиями актов осмотра лесосек с фототаблицами, технологическими картами лесосечных работ, схемами размещения лесосек, копиями лесных деклараций (т. 1 л.д. 187-250, т. 2 л.д. 1- 248, т. 3 л.д.1-50) и иными материалами дела, которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее своим бездействием негативное воздействие на леса, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций и не опровергают правильности состоявшихся по делу выводов.
Вопреки доводам жалобы, примененные по делу нормативно-правовые акты в противоречие друг с другом не вступают, их исполнение возможно и при избранном лесопользователем способе очистки лесосек, указанном в технологических картах - укладка и оставление на перегнивание порубочных остатков на месте, который учитывался должностными лицами органа надзора в ходе осмотра лесосек, что нашло свое отражение, в том числе, в соответствующих актах
Между тем данный способ не предполагает хаотичное оставление в местах рубок отходов лесопиления, а обязывает перед оставлением на перегнивание уложить порубочные остатки в кучи и валы, как предусмотрено пунктом 9 приказа Минприроды России от 17 января 2022 года N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки", чего АО "Шелеховский КЛПХ" сделано не было. В местах рубок были обнаружены не порубочные, а древесные остатки, которые представляли собой немерные обломки и отрезки стволов, вершины, сучья, ветви, были разбросаны хаотично на площадях от 0, 31 га до 35, 0 га, в некоторых случаях лесосеки засорены отходами лесозаготовок.
Кроме того, как предписано названным выше приказом, очистка лесосек от порубочных остатков при любом способе очистки, избранном лесопользователем и отраженном в технологической карте, осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах.
Данные правила лесопользователем соблюдены не были.
Постановление о привлечении АО "Шелеховский КЛПХ" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО "Шелеховский КЛПХ" в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, как предусматривающей наиболее строгое наказание из указанных норм, что соответствует положениям части 2 статьи 4.4 кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2020 года N 88/1140-21, решение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 21 февраля 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 5 мая 2022 года в отношении акционерного общества "Шелеховский комплексный леспромхоз" по делу об административных правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кожанова С.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.