Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя комитета по управлению имуществом Гордиенко Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 14 января 2022 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 13 апреля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 14 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 13 апреля 2022 года, юридическое лицо - комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - комитет по управлению имуществом) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя комитета по управлению имуществом Гордиенко Т.В, имея на основании уставных документов право подписи в период отсутствия руководителя комитета, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3- ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется среди прочих право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца (часть 4 статьи 13 названного закона).
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257 аналогично к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дороги и улицы должны, кроме прочего быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1 (пункт 6.2.3 указанного выше ГОСТ), а именно, в случае утраты знака группы 2, 4 и 5 групп (кроме знаков индивидуального проектирования) для всех категорий дорог и групп улиц - не более 1 суток.
Согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, знак 2.1 "Главная дорога" относится ко 2 группе знаков - знакам приоритета, знаки 5.5 "Дорога с односторонним движением" и 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" относятся к 5 группе знаков - знакам особых предписаний.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Как установлено по делу, 8 декабря 2021 года в 09 часов 00 минут комитет по управлению имуществом, являясь юридическим лицом ответственным за ремонт и содержание улиц (дорог) городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", не выполнил законное предписание должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений действующего законодательства от 6 декабря 2021 года восстановить дорожный знак 2.1 "Главная дорога" на проезжей части улицы "адрес" перед пересечением улицы "адрес" (на перекрестке) в районе домов N дорожный знак 5.5 "Дорога с односторонним движением" на проезжей части улицы "адрес" в районе дома N N по улице "адрес" и дорожный знак 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" на выезде с дворовой территории дома N N по улице "адрес" на улицу "адрес" в срок до 7 декабря 2021 года.
Невыполнение требований законного предписания в установленный срок повлекло возбуждение в отношении комитета по управлению имуществом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлечение к административной ответственности на основании указанной нормы.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах в соответствии с материалами дела, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Комитет по управлению имуществом не принял всех зависящих от него мер по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок и обоснованно привлечен к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района от 7 июля 2005 года N 13), городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края наделено статусом городского поселения. Городское поселение входит в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Комитет по управлению имуществом, являясь в силу пункта 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N 66-373 от 26 июля 2012 года, уполномоченным органом администрации Николаевского муниципального района на осуществление полномочий собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, в том числе по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая улично-дорожные сети муниципального района, к которым территориально относятся и дороги городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", обоснованно признан надлежащим субъектом административной ответственности по настоящему делу в качестве лица, обязанного исполнить законно выданное органом надзора за безопасностью дорожного движения предписание, о чем мотивированно изложено в судебных актах двух нижестоящих судебных инстанций.
То обстоятельство, что данным юридическим лицом - уполномоченным органом администрации муниципального района, осуществляющим наряду с изложенными функциями по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и функции главного распорядителя средств районного бюджета (пункт 3.1.28 названного Положения), было создано муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", к одному из дополнительных видов деятельности которого относится эксплуатация автомобильных дорог, не снимает с органа администрации муниципального района, подчиняющегося заместителю главы администрации Николаевского муниципального района (пункт 1.5 Положения), ответственности за ненадлежащее осуществление дорожной деятельности - полномочия органа местного самоуправления.
Заключение муниципального контракта с ООО " "данные изъяты"" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах городского поселения "город Николаевск-на-Амуре" со сроком исполнения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года не освобождает уполномоченный орган администрации муниципального района от исполнения обязанности по контролю за надлежащим состоянием дорожной сети, исполнением выданных в указанных целях предписаний, а также выполнением подрядчиком условий муниципального контракта, заключенного в целях реализации публичной функции в сфере безопасности дорожного движения в муниципальном районе.
Вывод судебных инстанций о наличии в бездействии, допущенном комитетом по управлению имуществом, состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Административное наказание назначено с применений положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 14 января 2022 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 13 апреля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя комитета по управлению имуществом Гордиенко Т.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.