Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО10 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю к ФИО11 о взыскании страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения ФИО12 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю обратилась в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, просила суд взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам и пене в общей сумме 38 398, 94 руб, в том числе: налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29714, 38 руб, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии 1480, 74 руб. за период с 10 января 2019 года по 20 февраля 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 10 января 2019 года по 20 февраля 2020 года в размере 319, 82 руб.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю удовлетворены. С ФИО9 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка, и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2019 год - 29714, 38 руб. по сроку уплаты не позднее 31 декабря 2019 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год - 6884 руб. по сроку уплаты не позднее 31 декабря 2019 года; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка, и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за период с 10 января 2019 года по 20 февраля 2020 года - 1480, 74 рубля, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 10 января 2019 года по 20 февраля 2020 года - 319, 82 руб.; а всего: 38398 руб. 94 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 сентября 2021 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года изменено в части суммы задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год. С ФИО6 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 29 354 руб, задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 1 447, 90 руб.
28 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО7, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 15 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что на сегодняшний день не принято ни одного Федерального закона, который распространил бы действие законов о страховых взносах на правоотношения (то есть деятельность адвоката), возникшие задолго (десятилетия) до издания законов о страховых взносах. Не отменены Конституционные положения о неприменении обратной силы закона. Судебная коллегия Приморского краевого суда вышла за рамки исковых требований, что свидетельствует о заинтересованности в исходе дела.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2022 года кассационная жалоба Щербак В.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения ФИО8 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 п.2 ст.432 НК РФ).
На основании п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с 4 октября 2002 года административный ответчик зарегистрирована в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в связи с чем, в порядке статьи 430 НК РФ ей исчислены суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка, и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2019 год в сумме 29714, 38 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2019 год в сумме 6884 руб.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не была исполнена, ей в соответствии со статьями 69, 70 и 75 НК РФ направлены требования 36652 от 28 июня 2019 года со сроком уплаты до 5 сентября 2019 года, 51853 от 29 июня 2019 года со сроком уплаты до 8 сентября 2019 года и 51853 от 29 июня 2019 года со сроком уплаты до 15 апреля 2020 года, которые исполнены не были.
29 сентября 2020 года мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени, который по заявлению должника отменен определением мирового судьи судебного участка N 61 города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 13 ноября 2020 года.
21 января 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката; ФИО15. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов и пеней за просрочку исполнения обязанности по их уплате, вследствие чего имеется непогашенная задолженность, которая подлежит взысканию в полном объёме. Предусмотренные законом основания для освобождения ФИО14 от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют.
Изменяя решение суда первой инстанции в части суммы задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда исходила из того, что по состоянию на 21 февраля 2020 года Щербак В.А. имела задолженность по уплате страховых взносов на пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рублей. В рамках настоящего дела требования о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на пенсионное страхование за 2017 год в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, - 360, 38 рублей - не заявлены и не рассматриваются; доказательств того, что указанная сумма налога в размере 360, 38 рублей уже взыскана с ответчика не предоставлено, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии оснований для взыскания указанной суммы и пени в размере 32, 84 рублей за несвоевременную уплату страховых взносов на пенсионное страхование за 2017 год в размере 360, 38 рублей.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы ФИО13 о том, что на сегодняшний день не принято ни одного Федерального закона, который распространил бы действие законов о страховых взносах на правоотношения (то есть деятельность адвоката), возникшие задолго (десятилетия) до издания законов о страховых взносах; не отменены Конституционные положения о неприменении обратной силы закона, - не содержат указаний на допущенные судебными инстанциями таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, являлись предметом судебной проверки судов нижестоящих инстанций, им в оспариваемых постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную ею при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении как несостоятельная.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербак В.А.- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.