Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Тесенко И.О. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тесенко И.О. обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконными постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области от 23 декабря 2020 года о наложении дисциплинарных взысканий в виде выговора и выдворении в карцер на 10 суток.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Тесенко И.О. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 ноября 2021 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Тесенко Игоря Олеговича удовлетворен. Признаны незаконными постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области от 23 декабря 2020 года о наложении дисциплинарных взысканий в виде выговора и водворении в карцер.
28 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области, поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 3 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 ноября 2021 года и оставлении в силе решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области со ссылкой на то, что содержание в следственном изоляторе налагает на осужденного обязанности дежурного по камере, а также другие ограничения, установленные законом и правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС Минюста России от 14 октября 2005 года N 189. По прибытию в СИЗО-1 Тесенко И.О. предоставлена информация о правах и обязанностях (в том числе об обязанностях дежурного по камере). Административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с данным административным иском.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 года кассационная жалоба администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16 Федерального закона N 103-ФЗ).
Из содержания статьи 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ следует, что взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения (часть 2); до наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт (часть 3); взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме (часть 4).
Как установлено судами и следует из материалов дела, приговором Южно-Сахалинского городского суда от 23 июля 2020 года, измененным апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Сахалинского областного суда от 16 декабря 2020 года, Тесенко И.О. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 и ч.4 ст.159, ч.3 ст.30 и ч.4 ст.159 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
До направления в исправительное учреждение для отбывания наказания Тесенко И.О. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области от 23 декабря 2020 года Тесенко И.О. объявлен выговор за нарушение режима содержания, выразившееся в том, что 17 декабря 2020 года в 19 часов 20 минут, находясь в камере N 44, он отказался расписываться в журнале назначения дежурных по камере, чем нарушил пункты 1 и 2 статьи 36 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", абзацы 1 и 2 пункта 1 и абзац 1 пункта 2 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189.
Постановлением того же должностного лица от 23 декабря 2020 года на Тесенко И.О. наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер за аналогичное нарушение, совершенное 20 декабря 2020 года.
В подтверждение указанных обстоятельств стороной ответчика предоставлены Рапорт ДПНСИ дежурной службы майора внутренней службы Бурова С.Н. от 17 декабря 2020 года, рапорт младшего инспектора дежурной смены N 2 прапорщика внутренней службы Брусова Е.О. от 20 декабря 2020 года, а также постановления от 23 декабря 2020 года начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области.
Актами от 22 декабря 2020 года подтверждается отказ Тесенко И.О. давать объяснения по факту нарушения режима содержания.
Не согласившись с примененными к нему взысканиями, Тесенко И.О. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административных требований Тесенко И.О. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения Тесенко И.О. дисциплинарных нарушений, выразившихся в несоблюдении порядка содержания под стражей и нарушении пунктов 1 и 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, утвержденных п.4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, принятых приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189, пункта 16 Правил внутреннего распорядка и статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела, следовательно, наложенное дисциплинарное взыскание в виде выговора и выдворения в карцер на 10 суток от 23 декабря 2020 года является законным и обоснованным.
Отменяя решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2021 года, судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда исходила из того, что при содержании административного истца в качестве осужденного в следственном изоляторе на него распространяется статья 115 УИК РФ, в связи с чем наложение на Тесенко И.О. дисциплинарных взысканий за отказ расписываться в журнале назначения дежурных по камере не образует состав дисциплинарного проступка лица, относящегося к категории осужденных, а требования сотрудников исправительного учреждения о выполнении данной обязанности не являются законными.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции, считает их несоответствующими обстоятельствам административного дела, постановленными при неправильном применении норм материального права.
Статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно части 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (часть 1 статьи 74 УИК РФ).
Приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, установлено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО, дежурить по камере в порядке очередности; при этом дежурный по камере обязан расписываться в Журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере.
Действительно, из смысла приведенных положений следует, что действие названных Правил распространяется на подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
Между тем, это не означает, что находящиеся в следственном изоляторе осужденные, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, не обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, поскольку пунктом 4 Правил предусмотрено, что любые лица, содержащиеся в следственном изоляторе, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
Таким образом, соблюдение Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе в части требований об обязательном дежурстве по камере, является обязательным для всех лиц, содержащихся в СИЗО, поскольку обусловлено требованиями режима учреждения.
С учетом изложенного и установленных судами обстоятельств, подтвержденных материалами дела, о нарушении Тесенко И.О. установленного порядка отбывания наказания и невыполнении им обязанности дежурного по камере у администрации исправительного учреждения имелись законные основания для применения в отношении него взысканий в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, статьями 36, 38, 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 ноября 2021 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от июня 2021 года
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 10 ноября 2021 года - отменить, оставить в силе решение Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области от 7 июня 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.