Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны РФ на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать Минобороны РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольска-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года, а именно выполнить: ремонт шиферной кровли с заменой сгнившей стропильной системы 1685 кв.м, ремонт отмостки 120 кв.м, ремонт штукатурки стен фасада 100 кв.м, восстановление кирпичной кладки 45 кв.м, окраску фасада водоэмульсионной краской 300 кв.м, замену деревянных перекрытий кровли 840 кв.м, замену балок перекрытия 600 кв.м, ремонт бетонных полов 1 513 кв.м, ремонт ворот 10 шт, замену обшивки и утеплительного слоя ворот 20 кв.м, масляной окрас ворот 120 кв.м, ремонт системы отопления 100 п.м, ремонт элеваторного узла 1 шт, смену электропроводки 600 м, смену электрощитов 2 шт, смену светильников 40 шт, монтаж пожарной сигнализации 2 комплекта, смену регистров 15 шт, смену вентилей 20 мм - 10 шт. Возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обязанность в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража.
Определением судьи 1 октября 2020 года к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
На основании апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 2 июня 2021 года настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в порядке административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре удовлетворены. На Министерство обороны РФ возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-на-Амуре-1зак." г.Комсомольска-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение одного года после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража (инвентарный N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-на-Амуре-1зак." г.Комсомольск-на-Амуре.
8 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны РФ, поданная через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 28 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре со ссылкой на то, что полномочий на заявление указанных требований в интересах неопределенного круга лиц у прокурора не имелось. Обязанность по эксплуатации и поддержанию здания гаража (инв. N 68) в надлежащем техническом состоянии уже возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, которое самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств, в связи с чем суды неверно пришли к выводу об обязанности МО РФ выделять лимиты бюджетных средств на ремонт гаража. Понуждение Министерства обороны РФ к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, нарушает установленный принцип разделения властей и является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители Министерства обороны РФ, ФГБУ "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства обороны РФ; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела усматриваются.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" на Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 355 создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, здание гаража (инв. N 68), расположенное на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и передано ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО в эксплуатационное содержание по акту N 4/1а от 31 мая 2019 года.
В ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проверки выявлено ненадлежащее обслуживание имущественного комплекса военного городка "Комсомольск-1 зак.": состояние фундаментов здания гаража (инв. N 68), расположенного на территории военного городка "Комсомольск-1 зак." г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, неудовлетворительное, осадка бетонных фундаментов неравномерная, необходим ремонт бетонной отмостки (120 кв.м); кладка несущих стен по всей высоте здания имеет трещины, кирпичная кладка в местах опирания балок перекрытия разрушена, необходим ремонт (145 кв.м); необходим ремонт штукатурки стен фасада (100 кв.м), окраска стен (300 кв.м); кровля разрушена, необходим ремонт (1685 кв.м); деревянные перекрытия нуждаются в утеплении, металлические балки покрыты коррозией, имеются прогибы, деревянный настил поражен гнилью 840 кв.м, провисает в боксе N 4; в боксах NN 8, 9, 9а перекрытие частично обрушено, деревянный настил по деревянным прогонам полностью поражен гнилью, местами обрушен, необходим ремонт (600 кв.м); необходим ремонт бетонных полов (11513 кв.м), ворот (выравнивание по вертикали - 10 шт.), замена обшивки с заменой утеплительного слоя 150 кв.м, окраска ворот (120 кв.м); необходим ремонт системы отопления (100 кв.м), смена регистров (15 шт.), смена вентилей ф 20 мм (10 шт.); электрооборудование в неудовлетворительном состоянии, необходима замена электропроводки АВВГ 2x2, 5 (600 м), электрощитов (2 шт.), светильников (40 шт.); требуется монтаж 2-х комплектов охранно-пожарной сигнализации, молниезащиты и вентиляции, что подтверждается актом N 399 от 6 апреля 2020 года общего весеннего осмотра, а также актами общего осеннего осмотра N 535 от 7 октября 2019 года и N 106 от 18 сентября 2020 года.
Конкретный перечень необходимых для восстановления здания гаража (инв. N 68) работ определен в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года.
Удовлетворяя административный иск военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что ненадлежащее состояние здания гаража (инв. N 68) не соответствует требованиям действующего законодательства, что представляет угрозу для жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала МО РФ, находящегося в нем, в связи с чем нуждается в проведении капитального ремонта. Министерство обороны Российской Федерации, как собственник спорного здания гаража, переданного ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, несет бремя содержания здания, ответственно за его эксплуатацию и, как следствие, обязано осуществлять его капитальный ремонт, однако надлежащих мер к организации мероприятий по проведению капитального ремонта не принимает.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2).
Возлагая на собственника имущества по требованию военного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный N 68), расположенное на территории военного городка "Комсомольск-на-Амуре-1зак." г.Комсомольска-на-Амуре с выделением лимитов бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ N 107 от 21 сентября 2020 года, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом по отношению к неопределенному кругу лиц, не выполнило Минобороны России, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круг лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем капитального ремонта данного имущества.
Соответствующие нормы материального права судом не приведены.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании пункта 13 Положения о филиале ФГБУ "ЦЖКУ" по Восточному военному округу филиал осуществляет гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные работы и прочие отделочные и завершающие работы; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования; электромонтажные работы, строительные, специализированные работы и прочие работы.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выполняет также ремонт и монтаж металлических изделий, машин, оборудования; монтаж промышленных машин и оборудования; строительство жилых и нежилых зданий (ремонт существующих жилых и нежилых зданий); строительство инженерных сооружений (капитальный ремонт); разборку и снос зданий; производство кровельных работ.
Возлагая на Минобороны России как на собственника имущества обязанность сформировать и установить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража, суд первой инстанции не обсудил и не выяснил объемы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
В то же время, как усматривается из судебных актов, устанавливая срок производства ремонта, суды не определили, в каком порядке это необходимо сделать, а также не выяснили, являются ли установленные сроки реальными, а решение исполнимым.
Поскольку судами первой и апелляционной допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" в случае когда после вынесения кассационного определения поступили кассационные жалоба, представление от других лиц, которым был восстановлен срок кассационного обжалования, суд кассационной инстанции принимает такие жалобу, представление к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 35 КАС РФ.
Если при рассмотрении вновь поступивших кассационных жалобы, представления суд придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного акта суда первой и (или) апелляционной инстанций, то такой судебный акт отменяется вместе с ранее вынесенным кассационным определением и выносится новое кассационное определение (часть 4 статьи 2, статья 312 КАС РФ).
Поскольку 6 апреля 2022 года судом кассационной инстанции вынесено определение об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года по кассационной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, а при рассмотрении кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации суд пришел к выводу о незаконности постановленных судами нижестоящих инстанций актов, определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 года также подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 7 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.