Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности г.Владивостока на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 О.А. к УМС г.Владивостока о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителя Управления муниципальной собственности г.Владивостока Васильевой В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО21 О.А. обратился в Ленинский районный суд г.Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ от 22 апреля 2020 года N 1229/20у УМС г.Владивостока в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 634 кв.м; возложить на УМС г.Владивостока обязанность заключить в порядке ст.39.20 и п.6 ст.39.3 ЗК РФ договор купли-продажи земельного участка, определив в качестве существенных следующие условия данного договора: предмет договора - земельный участок с кадастровым номером N, площадью 634 кв.м, местоположение которого установлено относительно расположенного в его границах ориентира - жилого дома, по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации жилого дома; цена договора - в размере 5 % кадастровой стоимости продаваемого земельного участка - 53880, 81 руб. (1077616, 14 руб. х 5 %).
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 4 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2021 года, административное исковое заявление ФИО7 Олега Александровича к УМС г.Владивостока о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворено в части. Признано незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока от 22 апреля 2020 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для дальнейшей эксплуатации жилого дома. На УМС г.Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО8 Олега Александровича от 24 января 2021 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для дальнейшей эксплуатации жилого дома в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
11 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УМС г.Владивостока, поданная через Ленинский районный суд г.Владивостока 4 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что при заключении договора уступки права аренды земельного участка от 2 сентября 2019 года истец был уведомлен о нахождении земельного участка в охранной зоне инженерных сетей, красных линиях (автомобильная дорога, ЛЭП), в зоне ограничения застройки, в красных линиях автодорог, в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства. В границах земельного участка с кадастровым номером N предусмотрен планируемый к размещению объект транспортной инфраструктуры - дорога местного значения, а часть спорного земельного участка находится в зоне улично-дорожной сети (Т-4), где не предусмотрено размещение жилого дома. Сам факт заключения договора аренды от 19 декабря 2017 года не обуславливает принимаемое УМС г.Владивостока решение при рассмотрении вопроса по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность и проверке предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года кассационная жалоба УМС г.Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился административный истец ФИО22 О.А.; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления муниципальной собственности г.Владивостока Васильевой В.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Так, в числе прочих самостоятельным основанием для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц является отнесение такого участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, в связи с чем его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в публичной собственности, отнесены участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, ФИО23 О.А, являясь собственником жилого дома и арендатором земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", 24 января 2020 года обратился в администрацию г.Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в целях дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Управлением муниципальной собственности г.Владивостока принято решение о предоставлении ФИО18 О.А. земельного участка, о чем последний уведомлен письмом от 21 февраля 2020 года N 1229/20у.
Вместе с тем, дополнительным письмом УМС г.Владивостока от 22 апреля 2020 года ФИО19 О.А. сообщено об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку в границах данного земельного участка предусмотрен планируемый к размещению объект транспортной инфраструктуры - дорога местного значения.
Полагая отказ УМС г.Владивостока незаконным, ФИО24 О.А. обратился в суд.
Удовлетворяя административный иск ФИО14 О.А. в части признания незаконным решения Управления муниципальной собственности г.Владивостока от 22 апреля 2020 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из отсутствия доказательств наличия территории общего пользования в границах испрашиваемого земельного участка при том, что отнесение земельного участка к территории общего пользования не может подтверждаться представленными административным ответчиком картами функционального зонирования, входящими в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, либо картами градостроительного зонирования, входящими в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в связи с чем, отказ УМС г.Владивостока от 22 апреля 2020 года не может быть признан законным и обоснованным.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы УМС г.Владивостока об обратном направлены на переоценку установленных судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМС г.Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.