Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Москалева Олега Тимофеевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Москалева О.Т. к ФКУ ИК-1 УФСИН РФ по РС (Я) о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Москалев О.Т. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил суд признать незаконными: водворение в штрафной изолятор 27 апреля 2020 года, поскольку он был водворён на основании необоснованного медицинского заключения; постановления о наложении взысканий от 30 апреля, 7, 13, 21 и 28 мая 2020 года, постановление о переводе в строгие условия содержания от 13 мая 2020 года, о наложении взысканий от 18 июня, 9 сентября и 2 октября 2020 года, в связи с тем, что они были допущены в период незаконного нахождения в штрафном изоляторе по постановлению от 27 апреля 2020 года и отсутствием доказательств в виде фото и видеоматериалов; действие (бездействия) спецотдела ФКУ ИК-1 с возложением обязанности на ответчика принять решение по конкретному вопросу, совершить действия, а именно, внести в материалы личного дела Москалева О.Т. исходящие номера всех поданных в прокуратуру жалоб и входящие номера ответов прокуратуры, в случае отсутствия ответов прокуратуры от 17 и 26 июня 2020 года приобщить их.
2 августа 2021 года определением суда по административному делу в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Москалева О.Т. отказано.
25 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Москалева О.Т, поданная через Якутский городской суд РС (Я) 11 апреля 2022 года, в которой он просит суд отменить судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, указав на несоответствие выводов судебных инстанций, содержащихся в оспариваемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные нарушения норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции отклонил все ходатайства об истребовании материалов, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, в связи с чем лишил его права на предоставление доказательств. Протокол судебного заседания не несет в себе достоверность происходящего в судебном заседании ввиду неполадок видеоконференц-связи, выразившихся в отсутствии звука, в связи с чем истец не слышал высказанной позиции ответчика и суда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года кассационная жалоба Москалева О.Т. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения на кассационную жалобу УФСИН России по Республике Саха (Якутия), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Москалев О.Т. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия). Осужденный Москалев О.Т. ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Вместе с тем, в период отбывания наказания Москалевым О.Т. допускались нарушения порядка отбывания наказания, за что применялись меры взыскания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2020 года на основании пункта "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 26 апреля 2020 года в 7 часов 05 минут Москалев О.Т. не выполнил команду подъем, находился на своем спальном месте в не отведенное для сна время, чем нарушил пункт 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка).
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 30 апреля 2020 года на основании пункта "в" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 29 апреля 2020 года в 12 часов 54 минуты Москалев О.Т, отбывая меру дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор в камере N 9 ШИЗО, находился с нарушением формы одежды, а именно без х/б куртки установленного образца, чем нарушил пункт 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 7 мая 2020 года на основании пункта "в" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 5 суток. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 2 мая 2020 года в 10 часов 52 минуты Москалев О.Т, отбывая меру дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор в камере N 9 ШИЗО, находился с нарушением формы одежды, а именно без х/б куртки установленного образца, чем нарушил пункт 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
13 мая 2020 года по решению комиссии исправительного учреждения, оформленному протоколом N 44 от 13 мая 2020 года, Москалев О.Т. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поскольку он в течение года повторно был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года на основании пункта "в" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 5 суток за то, что 20 мая 2020 года в 11 часов 18 минуты осужденный, отбывая меру дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор в камере N 9 ШИЗО, закрыл лампу дневного освещения, чем нарушил пункт 186 главы 24 Правил внутреннего распорядка.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 28 мая 2020 года на основании пункта "г" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 6 месяцев. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 22 мая 2020 года в 12 часов 00 минуты Москалев О.Т, отбывая меру дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор в камере N 9 ШИЗО, нарушил распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, а именно, спал на полу в камере ШИЗО в не отведенное для сна время, чем нарушил пункт 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года на основании пункта "а" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде штрафа в размере 200 рублей. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 10 июня 2020 года в 21 час 55 минут Москалев О.Т. хранил в сумке с личными вещами запрещенные вещи, предусмотренные перечнем (приложение N 1 Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295), а именно шапка вязанная, б/у, гражданского образца, чем нарушил пункт 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 9 сентября 2020 года на основании пункта "д" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде перевода в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) сроком на 12 месяцев. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 8 сентября 2020 года в 00 часов 09 минуты Москалев О.Т, находясь в отряде СУОН, хранил запрещенные предметы, а именно средство мобильной связи - сотовый телефон (обнаружено при личном обыске), а также зарядное устройство от сотового телефона (обнаружено на спальном месте данного осужденного под подушкой), чем нарушил пункт 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 2 октября 2020 года на основании пункта "в" части 1 статьи 115 УИК РФ к Москалеву О.Т. за нарушение установленного порядка отбывания наказания применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что 1 октября 2020 года в 06 часов 24 минуты Москалев О.Т, находясь в дневном помещении отряда СУОН, спал лежа на полу, чем нарушил пункт 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях от 9 сентября 2020 года, Москалев О.Т. поощрений не имеет, имеет 74 взыскания.
7 января 2020 года по жалобе Москалева О.Т. УФСИН России по Республике Саха (Якутия) проведена проверка, по результатам которой 20 января 2020 года ему направлен мотивированный ответ.
27 января 2020 года Москалев О.Т. обратился в Якутскую прокуратуру по исправительным учреждениям с жалобой на неправомерные действия сотрудников данного исправительного учреждения при проведении режимных мероприятий, которая 31 января 2020 года за подписью прокурора по ИУ Пуляевского Д.А. была перенаправлена для проверки в порядке ведомственного контроля начальнику УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
19 октября 2020 года осужденный Москалев О.Т. обратился с жалобой на администрацию ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Саха (Якутия) ввиду нарушения его прав, несогласия с наложенными взысканиями, ненадлежащим оказанием медицинской помощи и другим вопросам в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Данное обращение 9 ноября 2020 года перенаправлено для проверки доводов обращения в Прокуратуру Республики Саха (Якутия), и 1 декабря 2020 года за подписью старшего помощника прокурора Республики Саха (Якутия) Никифорова Т.А. перенаправлено для проверки Якутскому прокурору по ИУ. 22 декабря 2020 года от административного истца поступили дополнения к данному обращению.
31 декабря 2020 года по результатам проверки доводов обращения административному истцу за подписью прокурора по ИУ Пуляевского Д.А. направлен письменный мотивированный ответ.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что Москалевым О.Т. неоднократно нарушался порядок отбывания наказания, установленный Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, процедура наложения взысканий соблюдена, примененные к нему меры взыскания соответствуют тяжести и характеру допущенных систематических нарушений порядка отбывания наказания с учетом обстоятельств их совершения, личности осужденного и предшествующего поведения. Суды также пришли к выводу об отсутствии нарушении спецотделом исправительной колонии Инструкции по работе спецотделов исправительных учреждений в части регистрации в журнале учёта письменных обращений осуждённых, направленных в различные инстанции, установив, что все обращения административного истца зафиксированы в указанном журнале с указанием исходящих номеров. Также судебными инстанциями указано на пропуск административным истцом срока для обращения в суд и отсутствие уважительных причин пропуска срока, влекущих его восстановление, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Между тем при рассмотрении дела суды не учли следующее.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей влечет установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11 указанного выше Кодекса).
Порядок исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295.
Исходя из содержания пунктов 16 и 17 Правил внутреннего распорядка, осужденные обязаны выполнять требования законов и этих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, являться по вызову администрации исправительного учреждения и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу), быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами; осужденным запрещается: выходить без разрешения администрации исправительного учреждения за пределы изолированных участков жилых и производственных зон; оставлять без разрешения администрации исправительного учреждения рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия.
В соответствии с пунктами "а", "в", "г", "д" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе меры взыскания в виде выговора; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
Частью 2 статьи 116 УИК РФ предусмотрено, что злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса (часть 3 настоящей статьи).
При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий (часть 1 статьи 117 УИК РФ).
В силу части 4 статьи 117 УИК РФ перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 13 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, перед водворением подозреваемых, обвиняемых, осужденных в одиночную камеру или карцер, в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, изолированные помещения строгих условий отбывания наказания, после вынесения решения о наказании производится медицинский осмотр с письменным заключением врача (фельдшера) о возможности содержания его в перечисленных помещениях.
Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности содержания наказанного лица в данных помещениях может быть заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе медицинской части).
Приказом министерства Юстиции Российской Федерации от 9 августа 2011 года N 282 утвержден Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья (далее - Порядок N 282).
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится только после проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи врачом, а при его отсутствии фельдшером медицинского заключения (пункт 2 Порядка N 282).
Согласно п.5 указанного Порядка N 282 медицинский осмотр осужденного проводится незамедлительно после доведения до начальника медицинского подразделения постановления о применении к осужденному взыскания.
При проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. Полученные результаты в установленном порядке фиксируются в медицинской карте и сообщаются осужденному. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Соответствующие записи также вносятся в журнал регистрации амбулаторных больных (пункт 10 Порядка N 282).
После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (пункт 12 Порядка N 282).
Медицинское заключение выносится в одной из форм, указанных в пункте 13 Порядка N 282.
Данные требования нормативных правовых актов судами при рассмотрении дела учтены не были.
Так, в материалах дела отсутствуют документы, касающиеся процедуры применения к Москалеву О.Т. дисциплинарных взысканий: рапорта сотрудников исправительного учреждения о выявленных нарушениях Москалевым О.Т. условий отбывания наказания, объяснения осужденного в связи с выявлением нарушений либо акты о его отказе в даче объяснений.
В постановлениях начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о наложении на Москалева О.Т. взысканий в виде водворения в ШИЗО, переводе административного истца в ПКТ, ЕПКТ отсутствуют сведения о результатах медицинского осмотра Москалева О.Т, о его возможности или невозможности по состоянию здоровья помещения в штрафной изолятор, ПКТ, ЕПКТ.
Судами данные обстоятельства не исследованы, надлежащая правовая оценка им не дана.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса), решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из этого исходит и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", разъясняя, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Между тем, постановленные по настоящему делу судебные акты не отвечают вышеуказанным требованиям. Судом первой инстанции не были приняты предусмотренные КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела с учетом закрепленного в пункте 7 статьи 6 названного Кодекса принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Что касается возможности отказа в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд, то здесь необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Суды при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан выяснять причины такого пропуска.
Кроме того, согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 названного Кодекса задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 поименованного Кодекса при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе соблюдение истцом сроков обращения в суд, нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Учитывая изложенное, пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий (бездействия), что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушения, допущенные при вынесении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, эти нарушения являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, проверив доводы административного истца об отсутствии документов, подтверждающих нарушение им порядка отбывания наказания в исправительном учреждении, материалов соответствующих проверок, медицинских показаний, а также наличие медицинских заключений при помещении в штрафной изолятор, ПКТ, ЕПКТ, устранить допущенные нарушения, разрешив возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда от 20 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.