Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю на решение Елизовского районного суда от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Симакова Н.С. к ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Симаков Н.С. обратился в Замоскворецкий районный суд г.Москвы с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействия администрации ФКУ УК-6 УФСИН России по Камчатскому краю в части длительного необеспечения его гигиеническими принадлежностями, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 350 000 руб.
Определением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 27 октября 2021 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены УФСИН России по Камчатскому краю и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, дело передано по подсудности в Елизовский районный суд.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 13 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Елизовского районного суда от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 марта 2022 года, исковые требования Симакова Н.С. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в необеспечении Симакова Никиты Сергеевича в период времени с октября 2020 года до 13 июня 2021 года предметами личной гигиены по нормам, утвержденным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Симакова Никиты Сергеевича в счет компенсации морального вреда взысканы 7 000 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
6 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 19 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что с ноября 2020 года гигиенические наборы отсутствовали на складе. В июне 2021 года возобновилась выдача гигиенических наборов. С июня по август 2021 года административный истец обеспечен гигиеническими наборами. Негативных последствий для истца не наступило, размер взысканной судом компенсации является завышенным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (пункт 3 статьи 101 УИК РФ).
Минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, включает в себя: хозяйственное мыло (200 гр. в месяц), туалетное мыло (50 гр. в месяц), зубную пасту (порошок) (30 гр. в месяц), зубную щетку (1 шт. в 6 месяцев), одноразовую бритву (6 шт. в месяц), туалетную бумагу (25 м. в месяц).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Симаков Н.С. с 25 сентября 2018 года по настоящее время отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю уголовное наказание в виде лишения свободы.
Согласно ведомости выдачи санитарно-гигиенических средств, осужденному Симакову Н.С. гигиенический набор в период времени с октября 2020 года по 13 июня 2021 года не выдавался; был выдан 13 июня 2021 года. Данный факт представителем ответчика не оспаривался.
На день рассмотрения административного дела осужденному Симакову Н.С. санитарно-гигиенические средства выданы.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Симакова Н.С, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательствами в соответствии со ст.84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что необеспечение административного истца гигиеническим набором является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении. При снижении размера взыскиваемой в пользу Симакова Н.С. компенсации с заявленных 350 000 рублей до 7 000 рублей судебные инстанции учитывали характер, продолжительность и фактические обстоятельства допущенного исправительным учреждением нарушения прав истца, а также требования разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, отсутствуют какие-либо негативные последствия для административного истца, подлежат отклонению, поскольку разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела. Выводы суда относительно размера компенсации должным образом мотивированы.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
При этом, согласно статье 329 КАС РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.