Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 обратилась в Хабаровский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просила признать незаконным отказ администрации Хабаровского муниципального района в выдаче разрешения на использование земель в целях размещения проезда, выраженный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района от 20 мая 2021 года N 01-22/3281, возложить на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче разрешения на размещение проезда на землях, расположенных в "адрес", кадастровый квартал N, площадью 205 кв.м.
Определением суда от 17 июля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 сентября 2021 года административные исковые требования ФИО5 удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в выдаче разрешения на размещение проезда на землях, расположенных по адресу: "адрес", кадастровый квартал N, площадью 205 кв.м, изложенный в письме N 01-22/3281 от 20 мая 2021 года. На Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО6 о предоставлении ей разрешения на размещение проезда на землях, расположенных по адресу: "адрес", кадастровый квартал N, площадью 205 кв.м. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
6 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Замыко В.Г, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 22 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года со ссылкой на то, что наличие документации по планировке территории от 23 января 2017 года N 63 не является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение проезда. В письме Комитета от 20 мая 2021 года N 01-22/3281 не отражено, в чем заключается несоответствие выдачи разрешения имеющейся документации по планировке. Постановление администрации Хабаровского района от 23 января 2017 года N 63 об утверждении документации по планировке, на которую имеется ссылка в письме Комитета, признано апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 26 мая 2021 года по делу N 33а-2256/2021 незаконным. Суд апелляционной инстанции фактически принял на себя полномочия законодателя, установив иные дополнительные основания для отказа заявителям в выдаче разрешения, не предусмотренные земельным законодательством.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года кассационная жалоба ФИО7 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения на кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, к указанным объектам относятся, в том числе проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12).
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 Земельного кодекса, определен в статье 39.36 названного Кодекса, согласно которой предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относится установление платы за размещение указанных объектов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 7 сентября 2017 года N 364-пр утверждено Положение о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края (далее - Положение).
Пунктами 2 и 2.1 Положения установлено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района от 27.03.2019 N 328 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений Хабаровского муниципального района, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.11.5 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении муниципальной услуги в случае, установленном подпунктом 2.2.6 пункта 2.2, решение об отказе принимается, если местоположение земель или земельных участков, на которых предполагается размещение объекта, полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка: в отношении которого поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о его предоставлении, решение по которым не принято; в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; изъятого из оборота; в отношении которого принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд; в отношении которого органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона; в отношении которого поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды, при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Аналогичный перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта предусмотрен пунктом 9 Положения.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, 26 апреля 2021 года ФИО8 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с уточненным заявлением о выдаче разрешения на использование земель площадью 205 кв.м, расположенных в с.Тополево Хабаровского района, в целях размещения проезда к земельным участкам шириной не менее 4, 5 м, длинной примерно 25 м, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 7 сентября 2017 года N 364-пр.
20 мая 2021 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района ФИО9 отказано в выдаче разрешения, поскольку согласно действующей документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23 января 2017 года N 63, земли, на использование которых испрашивается разрешение, являются второстепенным проездом и относятся к землям общего пользования, согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, статье 1 Градостроительного кодекса РФ указанными землями может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. В рамках рассмотрения обращений сотрудниками Комитета неоднократно осуществлялись осмотры испрашиваемых земель, в результате которых выявлено ограждение земель общего пользования сплошными заборами с участками, находящимися в собственности заявителя и иных лиц, что может являться признаком административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на использование земель, ФИО10 обратилась в суд.
Удовлетворяя административный иск Замыко В.Г, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района не содержит ни одно из оснований, изложенных в п.9 Положения N 464-пр, хотя указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Замыко В.Г, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, посчитала необоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения по мотиву того, что административным истцом испрашивается к выдаче разрешение на использование земель, которые уже являются второстепенным проездом, относятся к землям общего пользования, используются ФИО11 и собственниками смежных земельных участков в целях проезда, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе.
Следует также отметить, что на момент принятия оспариваемого отказа действовало Постановление администрации Хабаровского муниципального района от 23 января 2017 года N 63 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) в границах улицы Гаражная и Перспективная в селе Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края", а также Постановление администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об утверждении Проекта планировки и проекта межевания территории в границах ул.Гаражной, ул.Преспективной, ул.Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т "Заря" в с.Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которыми испрашиваемый к пользованию земельный участок предусмотрен в качестве дороги местного значения, проезда в жилой застройке.
Согласно статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон
планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, иных линейных объектов, их реконструкция определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Пункт 2[1] Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края содержит обязательное требование о том, что размещение объектов должно осуществляться с учетом утвержденных правил землепользования и застройки, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, объектов незавершенного строительства, противопожарных норм и правил.
Таким образом, установив, что испрашиваемый ФИО12 земельный участок является второстепенным проездом, незаконно огражден заборами земельных участков, находящихся в собственности административного истца и в собственности других лиц, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района обоснованно принято решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель в целях размещения проезда.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным истцом мотивы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены апелляционным судом при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Само по себе несогласие ФИО13 с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО14 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.