Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г, судей Туктамышевой О.В, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Шкотовского муниципального района на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково, администрации Шкотовского муниципального района о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя администрации Шкотовского муниципального района - Калашник Т.О, поддержавшей кассационную жалобу, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большекаменский межрайоный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Шкотовский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил возложить на МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны, на осуществление охраны МБДОУ "Детский сад N47 "Рябинушка" п.Штыково; обязать учредителя МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" - администрацию Шкотовского муниципального района обеспечить финансирование для оплаты услуг частной охранной организации или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны.
Определением Шкотовского районного суда Приморского края от 13 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования Приморского края.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 8 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2022 года, административное исковое заявление Большекаменского межрайоного прокурора удовлетворено частично. На МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района возложена обязанность в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны, на осуществление охраны МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково; на учредителя МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково - администрацию Шкотовского муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование для оплаты услуг частной охранной организации или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны.
6 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Шкотовского муниципального района, поданная через Шкотовский районный суд Приморского края 30 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в части возложения на администрацию Шкотовского муниципального района обязанности обеспечить финансирование для оплаты услуг частной охранной организации или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в указанной части.
В обосновании кассационной жалобы административный ответчик указал, что суды рассмотрели спор не по правилам административного судопроизводства, чем нарушили нормы процессуального права. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся должно осуществляться за счет средств субвенций и бюджета Приморского края. Полномочие органа местного самоуправления по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов само по себе не означает выполнений таких требований за счет средств местного бюджета. Критерий исполнимости решения должен учитываться с учетом возложения на администрацию района обязанности финансирования мероприятия по всем образовательным организациям района. Оплата труда работников дошкольных образовательных организаций, в том числе охранников, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по осуществлению круглосуточных охранных мероприятий объекта не тождественна обязанности, установленной Законом об образовании по содержанию зданий.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года кассационная жалоба администрации Шкотовского муниципального района передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 года кассационная жалоба администрации Шкотовского муниципального района передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокурора отдела прокуратуры Приморского края, выслушав объяснения представителя администрации Шкотовского муниципального района, прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ) под термином "противодействие терроризму" понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ).
Положениями пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищённости).
В силу подпункта "б" пункта 25 Требований к антитеррористической защищённости в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований к антитеррористической защищённости, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведённой Большекаменской межрайонной прокуратурой, установлено, что МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района, которому присвоена третья категория опасности, в нарушение подпункта "б" пункта 25 Требований к антитеррористической защищённости не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
По данному факту заместителем межрайонного прокурора 26 марта 2021 года директору МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района вносилось представление N 7-1-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
Учредителем МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района и собственником его имущества является Шкотовский муниципальных район Приморского края.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, исходили из того, что обеспечение безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, их защита от любых посягательств со стороны третьих лиц, не могут быть достигнуты без присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, в связи с чем, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение на объекте нахождения охранных структур с заключением соответствующего договора, является обязанностью образовательного учреждения, а также администрации, являющейся учредителем образовательного учреждения и обязанной обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
Разрешая вопрос о сроках исполнения решения, суды пришли к выводу о том, что он должен составлять четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу, что является разумным для целей заключения договора с охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны на осуществление охраны образовательного учреждения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Настоящее административное дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Между тем, неверный выбор вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения настоящего дела незаконного и необоснованного решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что расходы на финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района не являются расходными обязательствами муниципального образования, являются необоснованными.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ).
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шкотовского муниципального района, наделённым статьями 28, 30 Устава Шкотовского муниципального района Приморского края, принятого муниципальным правовым актом Думы Шкотовского муниципального района от 21 апреля 2015 года N 07-МПА, полномочиями по решению вопросов местного значения, суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность обеспечить финансирование оплаты услуг охраны МБДОУ "Детский сад N 47 "Рябинушка" п.Штыково Шкотовского муниципального района.
Иные доводы кассационной жалобы администрации о том, что решение суда является неисполнимым, что в местном бюджете на 2022 год отсутствуют денежные средства на финансирование мероприятий, указанных в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Несогласие административного ответчика с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Шкотовского муниципального района - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.