Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 Н.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска, Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просила признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска N 6775-ДИЗО/21 от 29 декабря 2021 года об отказе в предварительном согласовании земельного участка незаконным, возложить на Окружную администрацию г.Якутска повторно рассмотреть заявление от 9 декабря 2021 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года, административное исковое заявление ФИО5 Н.А. удовлетворено. Признано незаконным решение Окружной администрации города Якутска, выраженное в письме Департамента имущественных и земельных отношений N 6775-ДИЗО/21 от 29 декабря 2021 года. На Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО6 Н.А. от 9 декабря 2021 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в соответствии с требованиями закона и в установленный законом срок.
23 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 4 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удостоверении административных требований со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ, отведенных для осуществления деятельности, связанной с садоводством и огородничеством, находится на территории земель лесного фонда, в связи с чем земельные участки не подлежат застройке.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 года кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 10 декабря 2021 года ФИО2 обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу "адрес", с целью ведения садоводства.
29 декабря 2021 года Департаментом имущественных и земельных отношений отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО7 Н.А. ввиду расположения данного участка за пределами границ, отведенных для осуществления деятельности связанной с садоводством и огородничеством на территории земель лесного фонда.
Не согласившись с решением Департамента, ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования ФИО8 Н.А, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные сторонами доказательствами в соответствии со ст.84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что доводы административного ответчика, касающиеся расположения земельного участка в лесном массиве, в зоне Л-1, противоречат данным публичной кадастровой карты и геопортала.
Так, представленными в материалы дела сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 20 декабря 2021 года N 07-072899 подтверждено, что испрашиваемый ФИО9 Н.А. для ведения садоводства земельный участок площадью 1000, 23 кв.м. расположен в территориальной зоне С-2А: зона объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и др.). Проекты межевания и планировки территории не утверждены, красным линиям соответствует. Следовательно, зона разрешенного использования земельного участка соответствует заявленным ФИО10 Н.А. целям его использования - для ведения садоводства.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за пределами границ, отведенных для осуществления деятельности, связанной с садоводством и огородничеством, находится на территории земель лесного фонда, - по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции. Соответствующая позиция была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Согласно статье 329 КАС РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.