Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО16 Александра Васильевича на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО17 А.В. к Чокурдахскому поселковому Совету депутатов 5-го созыва о признании незаконным бездействия, взыскании расходов, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО9 А.В. обратился в Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать бездействия депутатов Чокурдахского поселкового Совета 5-го созыва в осуществлении контроля за исполнением решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения на территории МО "Посёлок Чокурдах" незаконными; взыскать с Чокурдахского поселкового Совета депутатов 5-го созыва судебные расходы по сбору в размере 36836 рублей; взыскать с Чокурдахского поселкового Совета депутатов 5-го созыва компенсацию морального вреда в размере 39000 рублей; инициировать процедуру роспуска депутатов Чокурдахского поселкового Совета 5-го созыва.
Решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО18 А.В. отказано.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО19 А.В, поданная через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) 12 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на то, что судом не удовлетворено ходатайство об истребовании доказательств. Порядок прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения регулируется решением органа местного самоуправления - Чокурдахского поселкового Совета депутатов. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах на территории МО ГП "Посёлок Чокурдах" Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) подтверждается компетенция депутатов МО "п.Чокурдах" по обеспечению безопасных и комфортных условий среды проживания.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 171-З N349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" полномочиями по решению вопросов местного значения обладают и функции местного самоуправления в муниципальном образовании осуществляют население муниципального образования непосредственно и (или) органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального образования.
Из пункта 9 части 1 статьи 24 Устава МО "п.Чокурдах", принятого решением Чокурдахского поселкового Совета депутатов от 30 марта 2021 года N 47, следует, что в исключительной компетенции Чокурдахского поселкового Совета находится вопрос о контроле над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 25 октября 2017 года Указом главы РС(Я) утверждена Государтсвенная программа РС(Я) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы".
Решением Усть-Янского районного суда от 26 ноября 2019 года на Чокурдахский поселковый Совет депутатов 5-го созыва возложена обязанность организовать обеспечение горячей воды в точке водозабора не ниже 60 и не выше 75 градусов в квартире административного истца.
10 июня 2021 года ФИО12 А.В. обратился к главе МО "Поселок Чокурдах" с требованием проведения замеров температуры горячей воды и принятии мер по устранению температурного режима в его квартире.
На данное обращение ФИО13 А.В. было сообщено о завершении отопительного сезона в ГП "Поселок Чокурдах" и невозможностью в связи с этим провести замеры температуры горячей воды.
30 июня 2021 года Аллаиховский филиал ГУП ЖКХ направил в адрес главы МО "Поселок Чокурдах" информацию о том, что горячая вода в п.Чокурдах производится через слив теплоносителя, который нормируется температурным графиком, утвержденным первым заместителем генерального директора по производству Главным инженером ГУП "ЖКХ РС (Я)" Корякиным А.И. и согласованный Главой МР Аллайховского улуса (района) Елисеевым Я.Г.
Полагая, что депутаты Чокурдахского поселкового Совета депутатов 5-го созыва не осуществляют контроль за должностными лицами МО "Поселок Чокурдах" по реализации Госпрограммы РС(Я), чем нарушены права административного истца на безопасные и комфортные условия среды проживания, ФИО14 А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая требования ст.62 КАС РФ об обязанности сторон доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, пришли к выводу о том, что оспариваемое бездействие по своему содержанию находится за пределами вопросов местного значения муниципального образования. Отсутствие возможности проведения замеров температуры горячей воды, несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение не свидетельствуют о бездействии представительного органа и не являются основанием для удовлетворения административного иска.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО20 А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.