Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи кассационную жалобу Пшенникова Вячеслава Анатольевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Пшенникова В.А. к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), УФСИН РФ по Республике Саха (Якутия), ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Республике Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным, взыскании компенсаций морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, заслушав пояснения Пшенникова В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пшенников В.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 500000 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Пшенникова В.А. отказано.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Пшенникова В.А, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 17 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на то, что суды не приняли во внимание практику ЕСПЧ, проигнорировали нормы действующего законодательство Российской Федерации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2022 года кассационная жалоба административного истца Пшенникова В.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), УФСИН РФ по Республике Саха (Якутия), ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Пшенникова В.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что в обоснование своих требований Пшенников В.А. указал, что с 2018 года отбывает наказание в Федеральном казённом учреждении Исправительная колония N 3 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Саха (Якутия). При этом помещения находятся как в санитарном, так и техническом плане в неудовлетворительном состоянии: в здании мыши и крысы; в стенах здания имеются сквозные трещины; отсутствуют радиоточки и телевизоры; в камерах отсутствует вентиляция; нет перегородок, отделяющих туалет; отсутствует деревянное покрытие пола, в помещениях камерного типа холодно, сыро, постоянный сквозняк, присутствует запах канализации.
Отказывая Пшенникову В.А. в удовлетворении административных исковых требований суды пришли к выводу о том, что административным истцом не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ему действительно был причинен моральный вред, выразившийся в претерпевании последним физических и нравственных страданий из-за ненадлежащих условий содержания в камере СУС ФКУ ИК-3. Свои выводы судебные инстанции основывали на письменном отзыве УФСИН России по РС(Я), а также представленных административным ответчиком не заверенных надлежащим образом светокопиях журналов санитарного состояния в ШИЗО/ПКТ за 2020-2021 годы, журнала проверки температурного режима (с июля 2021 года), журнала технического осмотра камер ШИЗО-ПКТ, СУС (содержащего сведения, начиная с августа 2021 года), фотографий камер, приложения N 3 к Распорядку дня осужденных от 16 сентября 2021 года, протокола замера освещенности от 18 мая 2021 года.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с данными выводами нижестоящих судов, считает их несоответствующими обстоятельствам административного дела, постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В подтверждение несоответствия условий содержания требованиям, предъявляемым к ним, административным истцом представлены ответы прокуратуры Республики Саха (Якутия) по его обращениям, адресованным Президенту РФ, о нарушении его прав в ФКУ ИК-3 УФСИН по Республике Саха (Якутия) от 4 марта 2021 года, 15 апреля 2021 года.
Согласно ответу прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2021 года по итогам комиссионного осмотра зданий и сооружений, проведенного 27 июля 2020 года, установлено неудовлетворительное техническое состояние ШИЗО и общежития N 5. В ходе ранее проведенных проверок выявлены новые нарушения, выраженные в необеспечении надлежащего технического и санитарного состояния здания ШИЗО-ПКТ-СУС особого режима. По фактам выявленных нарушений в адрес Врио начальника УФСИН России по РС (Я) 1 декабря 2020 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В связи с выявлением новых нарушений технического, санитарного состояния, ПВР и других нарушений 5 февраля 2021 года и 26 февраля 2021 года внесены представления в адрес начальника ИК-3, которые находятся на рассмотрении. Установка администрацией учреждения дощатых полов во всех камерах не окончена, в связи с отсутствием финансирования. Нарушения, связанные с отсутствием деревянных полов в камерах здания ШИЗО-ПКТ-СУС особого режима выявлены прокуратурой ранее, в адрес начальника ИК-3 УФСИН по Республике Саха (Якутия) 3 марта 2020 года внесено представление, которое в настоящее время также находится на рассмотрении. Вопросы соблюдения температурного режима в камерах ШИЗО-ПКТ-СУС особого режима находятся на контроле прокуратуры, периодически проводятся замеры с помощью термометра. Согласно справке Главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ - 14 ФСИН России Тимофеева А.Н. от 2 февраля 2021 года санитарное состояние территории ИК-3 удовлетворительное, снег своевременно убирается, скопления ТБО не имеется. В помещении ШИЗО-ПКТ санитарное состояние в целом удовлетворительное.
Из ответа на обращение от 15 апреля 2021 года следует, что 16 июня 2020 года и 25 июня 2020 года Якутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждениях РС (Я) проведены осмотры здания, по итогам которых техническое состояние ШИЗО-ПКТ-СУС оценено как неудовлетворительное. 7 июля 2020 года начальником УФСИН России по РС (Я) в адрес Врио директора ФСИН России напрвлено предложение о ликвидации исправительного учреждения. Нарушения, выраженные в необеспечении надлежащего технического и санитарного состояния здания ШИЗО-ПКТ-СУС особого режима ИК-3, выявлялись ранее в ходе проведенных прокурорских проверок. По фактам нарушении технического и санитарного состояния здания помещений в адрес начальника ИК-3 3 марта 2020 года, 5 февраля 2021 года, 26 февраля 2021 года, а также в адрес Врио начальника УФСИН России по РС(Я) 1 декабря 2020 внесены представления, по результатам рассмотрения которых виновные должностные привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры по устранению нарушений. Нарушения, связанные с отсутствием деревянных полов в камерах здания ШИЗО-ПКТ-СУС особого режима выявлялись спецпрокуратурой ранее, в адрес начальника ИК-3 3 марта 2020 года в адрес начальника УФСИН России по РС(Я) 1 декабря 2020 года внесены представления. Приняты меры по устранению нарушений, проводятся работы по установке дощатых полов во всех камерах, которые в настоящее время не окончены. По доводу несоблюдения права на просмотр телепередач сообщено, что ранее проведенной проверкой выявлено нарушение установленного ст.94 УИК права осужденных на просмотр телепередач; места для установки телевизионных приемников согласно п.4 приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 администрацией учреждения не определены, в связи с чем в адрес начальника ИК-3 УФСИН по Республике Саха (Якутия) 5 февраля 2021 года внесено представление об устранении нарушений.
По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, приказом начальника ИК-3 внесены изменения в распорядок дня осужденных участка особого режима, предусматривающие, что осужденные участка особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях, просматривают телепередачи в камерах СУС.
Данным доказательствами судами надлежащая правовая оценка не дана, обстоятельства, изложенные в них, не проверены, представления прокурора не истребованы и не исследованы в качестве доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела.
Кроме того, судами не принято во внимание, что доказательства, представленные административным ответчиком, в большинстве своем датированы августом-сентябрем 2021 года, в то время, как Пшенников В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН РФ по Республике Саха (Якутия) с 2018 года и, как указал в своем исковом заявлении, с этого времени перечисленные им нарушения порядка отбывания в исправительном учреждении имели место.
Условия содержания административного истца в исправительном учреждении до августа-сентября 2021 года судами не выяснялись.
С учетом изложенных обстоятельств кассационный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не были приняты предусмотренные КАС РФ меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему административному делу.
Нарушения, допущенные при вынесении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение является существенным и непреодолимым и может быть исправлено только посредством отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле; правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.