Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Зеи на решение Зейского районного суда Амурской области от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Зейского района к администрации города Зеи о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Зейского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Зейский районный суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г.Зеи в части непроведения мер по водоотведению у жилого дома N 84а по ул.Гоголя г.Зеи, по ул.Луговая г.Зеи от дома N 12 до дома N 27; возложить на администрацию г.Зеи обязанность по разработанной проектной документации, выполненной специализированной организацией, имеющей допуск к выполнению работ по отведению сточных вод и строительству ливневой канализации, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать отведение сточных вод от дома N 84а по ул.Гоголя г.Зеи, по ул.Луговая г.Зеи от дома N 12 до дома N 27 путём строительства ливневой канализации в районе данных домов.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 31 августа 2021 года, требования прокурора Зейского района удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Зеи, выразившееся в непринятии мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в районе жилого дома N 84а по ул.Гоголя, по ул.Луговая от жилого дома N 12 до жилого дома N 27 в г.Зея Амурской области. На администрацию города Зеи возложена обязанность по разработанной проектной документации, выполненной специализированной организацией, имеющей допуск к выполнению работ по отведению сточных вод и строительству ливневой канализации, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать отведение сточных вод от дома N 84а по ул.Гоголя, по ул.Луговая от дома N 12 до дома N 27 в г.Зея Амурской области путём строительства ливневой канализации в районе данных домов.
Определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 ноября 2021 года решение Зейского районного суда от 31 августа 2021 года изменено в части срока, на который на администрацию города Зеи возложена обязанность "по разработанной проектной документации, выполненной специализированной организацией, имеющей допуск к выполнению работ по отведению сточных вод и строительству ливневой канализации, организовать отведение сточных вод от жилого дома N 84а по ул.Гоголя, по ул.Луговая от жилого дома N 12 до жилого дома N 27 в г.Зея Амурской области путём строительства ливневой канализации в районе указанных домов", установить такой срок до 1 ноября 2022 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Зеи, поданная через Зейский районный суд Амурской области 12 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что решением суда на администрацию возложена обязанность по изготовлению проектной документации, в связи с чем ее изготовление за счет средств бюджета будет являться их нецелевым использованием. Инициирование администрацией конкурсных процедур в соответствии с решением суда повлечет предъявление избыточных требований к участникам и исключит возможность участия индивидуальных предпринимателей. Постановленное решение является неисполнимым. Прокурором не представлено доказательств технической возможности отведения вод с рассматриваемого участка местности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2022 года кассационная жалоба администрации города Зеи передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель администрации города Зеи; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в результате проверки, проведенной прокуратурой Зейского района в отношении администрации города Зеи, внесено представление от 23 июня 2021 года N 351/2021 об устранении нарушений, связанных с отсутствием защитных сооружений, которые предназначены для отведения сточных вод от жилых домов N 84а по улице Гоголя и от дома N 12 до N 27 по ул.Луговая, и отсутствие которых приводит к затоплению сточными водами участка дороги.
Неисполнение администрацией г.Зеи представления прокурора послужило основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны административного ответчика было допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения, которое нарушает права жителей данного квартала городского округа. Судами также сделан правильный вывод о неэффективности принимаемых администрацией г.Зеи мер по устранению избытка сточных вод, в связи с чем на административного ответчика возложена обязанность по разработке проектной документации и организации надлежащего водоотведения в районе жилого дома N 84а по ул.Гоголя и по ул.Луговая от жилого дома N12 до жилого дома N 27 с установлением срока ее выполнения.
При этом апелляционный суд с учетом принципа разумности правильно изменил решение суда первой инстанции в части определения срока выполнения администрацией возложенных на нее обязанностей, продлив этот срок до 1 ноября 2022 года.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, при этом прокурором не представлено доказательств технической возможности отведения вод с рассматриваемого участка местности, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от 31 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Зеи - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.