Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Москалева Олега Тимофеевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Москалева О.Т. к прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РС (Я) об оспаривании заключения комиссии.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения Москалева О.Т, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Москалев О.Т. обратился в Якутский городского суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил суд признать незаконными действия (решение) Якутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия), прокуратуры Республики Саха (Якутия), старшего помощника прокурора Республики Саха (Якутия) Никифорова Т.А, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) по ненадлежащему рассмотрению его жалобы, а также обязать административных ответчиков повторно рассмотреть его жалобу надлежащим образом.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Москалева О.Т. отказано.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Москалева О.Т, поданная через Якутский городского суд РС (Я) 28 сентября 2022 года, в которой он просит суд отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение со ссылкой на то, что административными ответчиками не рассмотрены по существу его обращения о нарушении его прав, свобод и законных интересов, не проведена надлежащая проверка по доводам его жалоб на действия исправительного учреждения. Перенаправление прокуратурой Республикии Саха (Якутия) его обращения в УФСИН по Республике Саха (Якутия) не соответствует требованиям закона. Часть приведенных в апелляционном определении дат не соответствуют фактическим обстоятельствам; откуда взяты эти даты - не понятно. В судебном заседании 15 марта 2021 года суд единолично, изучив материалы надзорного производства, принял решение передать их обратно прокурору Атакову Г.Г, что было отражено в этих материалах, административному истцу не известно.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июня 2022 года кассационная жалоба Москалева О.Т. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, её организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьёй 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приёма граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, абзацем пятым пункта 3.1 которой предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о направлении обращения в другой орган. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (абз.1 п.3.5 Инструкции).
Как усматривается из материалов административного дела и установлено судами, 17 января 2020 года Москалевым О.Т, отбывающим наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Саха (Якутия), в УФСИН по Республике Саха (Якутия) подана жалоба на незаконные действия администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) при проведении режимных мероприятий.
После проведенной 17 января 2020 года проверки по жалобе заявителю дан мотивированный ответ.
27 января 2020 года Москалевым О.Т. в прокуратуру Якутии по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) подана жалоба на неправомерные действия сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС (Я) при проведении режимных мероприятий, которая 31 января 2020 года перенаправлена начальнику УФСИН России по РС (Я) для проверки в порядке ведомственного контроля.
19 октября 2020 года осужденный обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по поводу незаконных действий администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС (Я), заместителей Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Нибежевой И.А. и Атакова Г.Г.
9 ноября 2020 года жалоба была перенаправлена в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) с целью проверки доводов представленной жалобы.
1 декабря 2020 года старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) Никифоров Т.А. перенаправил жалобу от 19 октября 2020 года Якутскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) с целью проверки. 22 декабря 2020 года Москалев О.Т. подал дополнения к вышеназванному обращению.
31 декабря 2020 года прокурором Якутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Пуляевским Д.А. Москалеву О.Т. дан мотивированный ответ, в котором сообщалось о том, что нарушений прав и законных интересов осужденного не выявлено.
Москалев О.Т, полагая, что административными ответчиками нарушены его права, свободы и охраняемые законом интересы, обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Москалева О.Т, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что все обращения Москалева О.Т. были рассмотрены и разрешены в установленном порядке и сроки; по всем доводам, приведенным в жалобах, были проведены проверки и даны мотивированные ответы; каких-либо доказательств нарушения оспариваемыми действиями административных ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы Москалева О.Т. о том, что административными ответчиками не рассмотрены по существу его обращения о нарушении прав, свобод и законных интересов, не проведена надлежащая проверка по доводам его жалоб, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Само по себе несогласие Москалева О.Т. с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Вопреки доводам кассатора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Москалева О.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.