Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымчеко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО ХК "Якутуголь" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО ХК "Якутуголь" к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным и его отмене.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя АО ХК "Якутуголь" - Кряучюнас И.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель АО ХК "Якутуголь" обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, просил признать предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года N14/2-3-21-ПО/12-4064-И/74-143 незаконным и отменить.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований АО ХК "Якутуголь" отказано.
6 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба АО ХК "Якутуголь", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 24 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение или принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что внеплановая проверка Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) проведена с грубым нарушением п.6 ст.73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, поскольку административный ответчик направил решение о проведении проверки менее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Судами не учтено, что проверка проводилась вместо положенных 10 рабочих дней, только три. Акт выездной проверки не отражает полный список фактически представленных истцом документов для проведения проверок. Отсутствие подписи работника в личной карточке о выдаче средств индивидуальной защиты не может свидетельствовать о фактическом отсутствии у работника средств индивидуальной защиты. Работодатель имеет право заменить один вид средств индивидуальной защиты аналогичным обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Судами не учтено, что инспектором ГИТ не установлено, что выданные СИЗ по сравнению с типовыми нормами защиты работников ухудшают положение уборщика производственных и служебных помещений; суды необоснованно пришли к выводу о том, что уборщику производственных и служебных помещений должен выдаваться полушубок, поскольку в цехе даже в зимнее время не доходит до минусовой температуры.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба АО ХК "Якутуголь" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия); в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО ХК "Якутуголь" - Кряучюнас И.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31 августа 2021 года Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) принято решение о проведении выездной проверки в отношении АО ХК "Якутуголь", в пункте 12 которого указано о проведении проверки с 6 сентября 2021 года с 9:00 часов до 18:00 часов 17 сентября 2021 года.
Данное решение направлено на электронную почту АО ХК "Якутуголь" 6 сентября 2021 года в 17:21.
В соответствии с актом выездная проверка началась 14 сентября 2021 года в 9:00 и закончилась 16 сентября 2021 года в 11:30 час.
По итогам проведенной инспекцией проверки АО ХК "Якутуголь" выдано предписание, пунктами 2 и 3 которого возложена обязанность: устранить нарушение статьи 212 ТК РФ и Приказа Министерства труда и социальной защиты России от 19 августа 2016 года N 438н, а именно выявить опасности и оценить уровни профессиональных рисков на рабочих местах АО ХК "Якутуголь" и привести в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
В соответствии с п.1 предписания на АО ХК "Якутуголь" возложена обязанность об устранении нарушения ст.212 ТК РФ, п.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290 н и приказа Минтруда России от 2 августа 2013 года N 341н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", а именно обеспечить уборщика производственных помещений следующими СИЗ: фартуком в количестве - 2 комплекта, рубашками хлопчатобумажными - 2 комплекта, курткой из смешанных тканей на утепляющей прокладке - 1 на 2 года и полушубком - 1 на 2 года.
Не согласившись с предписанием Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия), АО ХК "Якутуголь" обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на момент проверки контролирующему органу приложение к коллективному договору о нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников АО ХК "Якутуголь" не было предоставлено; суду административным истцом не представлено доказательств выдачи уборщику производственных помещений АО ХК "Якутуголь" Агабабяну Е.В. взамен фартука прорезиненного или фартука из полимерных материалов костюма из синтетических тканей с плёночным покрытием для защиты от воды и плаща непромокаемого, взамен белья нательного - рубашек хлопчатобумажных, взамен костюма из смешанных тканей на утепляющей подкладке - куртки из смешанных тканей на утепляющей подкладке и полушубка.
При этом суды пришли к выводу о том, что АО ХК "Якутуголь" было надлежаще уведомлено Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) о проведении проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала. Оснований полагать, что внеплановая выездная проверка осуществлена с грубым нарушением требований по проведению таких проверок, не имеется, как и оснований считать права административного истца нарушенными в результате выдачи оспариваемого предписания.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО ХК "Якутуголь" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.