Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному агентству лесного хозяйства, министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, министерству природных ресурсов Хабаровского края, администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил обязать Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края принять меры к устранению нарушений природоохранного законодательства, произвести очистку загрязненных участков лесного фонда от несанкционированных свалок отходов, а именно: свалка отходов производства и потребления в координатах N 49°40 49.2 Е 136° 55 42.1, расположенная на землях лесного фонда в выделе 4 квартала 170 Иннокентьевского участкового лесничества; свалка отходов производства и потребления в координатах N 49°42 11.3 Е 137° 01 33.2, расположенная на землях лесного фонда в выделе 5 квартала 174 Иннокентьевского участкового лесничества.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены министерство природных ресурсов Хабаровского края, Федеральное агентство лесного хозяйства "Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу".
Определением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 3 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация сельского поселения "Село Дада" Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 декабря 2021 года оставленным без изменения Хабаровским краевым судом от 25 марта 2022 года, административные исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. На Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края возложена обязанность произвести очистку от несанкционированной свалки производственных и бытовых отходов, мусора земельных участков лесного фонда, расположенных в районе трассы А-376 г.Хабаровск - г.Комсомольск-на-Амуре, в выделе N 4 квартала 170 Иннокентьевского участкового лесничества в координатах N 49°40 49.2 Е 136° 55 42.1; в выделе N 5 квартала 174 Иннокентьевского участкового лесничества в координатах N 49°42 11.3 Е 137° 01 33.2. В удовлетворении требований к министерству природных ресурсов Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства, администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края отказано.
6 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 20 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, установленный частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, не указывает на обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений осуществлять работы по ликвидации несанкционированных свалок с территории земель лесного фонда. Полномочия собственника лесных участков в составе земель лесного фонда органам субъектов Российской Федерации не переданы. В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 8 июля 2019 года N НК-09-27/12298 деятельность органов исполнительной власти, уполномоченных в области лесных отношений, и их подведомственных учреждений не приводит к формированию отходов, кроме того, не связана с изучением отходов, их учетом, классификацией, производством, уборкой и утилизацией, наличием соответствующего технического оснащения. В отсутствии лица, виновного в допущении размещения несанкционированной свалки на лесном участке, не представляется возможным предпринять меры по понуждению к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 года кассационная жалоба министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, министерства природных ресурсов Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства, администрации сельского поселения "Село Дада" Нанайского муниципального района Хабаровского края, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив возражения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Органы государственной власти согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 83, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно подпункта 3.12 Положения о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, утвержденного постановлением Хабаровского края от 30 декабря 2021 года N 707-пр, на министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края возложена обязанность осуществления вышеобозначенных полномочий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 4 июня 2021 года Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой обнаружены свалки твердых бытовых отходов на участках лесного фонда. Так, на участке, расположенном в районе трассы А-376 г..Хабаровск - г..Комсомольск-на-Амуре, ответвление дороги с правой стороны, не доезжая до поворота на п.Джонку Нанайского района в лесополосе в точке географических координат 49.680488 °N 136.928081°Е, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде полиэтилена, пластика, бумажной, жестяной и стеклянной тары, предметов быта; свалка расположена в низменной части (оврага) полигона на землях лесного фонда в квартал N 170 Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского муниципального района Хабаровского края, примерная площадь свалки составляет 300 кв.м. На участке, расположенном в районе трассы А-376 г..Хабаровск - г..Комсомольск-на-Амуре, ответвление на п.Джонку и п.Иннокентьевка Нанайского района, в точке географических координат 49.702271 °N 137.027762°Е также выявлена несанкционированная свалка ТКО в виде полииэтилена, пластика, бумажной, жестяной и стеклянной тары, предметов быта, автомобильных шин, тар деревянных, утративших потребительские свойства; свалка расположена вдоль трассы на землях лесного фонда в квартале N 175 Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского муниципального района Хабаровского края, примерная площадь свалки ТКО составляет 8 кв.м.
На участке, расположенном в районе трассы А-376 г..Хабаровск - г..Комсомольск-на-Амуре, ответвление на п.Джонку Нанайского района в точке графических координат 49.676379 °N 136.970016°Е также выявлена несанкционированная свалка ТКО в виде полиэтилена, пластика, бумажной, жестяной и стеклянной тары, предметов быта; свалка расположена вдоль на землях лесного фонда в квартал N 172 Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского муниципального района Хабаровского, примерная площадь свалки ТКО составляет 200 кв.м.
В соответствии с лесным планом Хабаровского края, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 31 января 2019 года N 5, в карте-схеме административного деления территории Хабаровского края с указанием лесничеств данные участки являются территорией лесного фонда.
Удовлетворяя административное исковое заявление природоохранного прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации, установив, что указанные прокурором свалки расположены на земельном участке, относящемся к категории земель лесного фонда, и, исходя из того, что +министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения отходами производства и потребления на территории лесного фонда в границах Нанайского муниципального района, пришел к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию и должному контролю за использованием земельных участков и, соответственно, по ликвидации несанкционированных свалок лежит на указанном органе.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что перечень переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, установленный частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, не указывает на обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений осуществлять работы по ликвидации несанкционированных свалок с территории земель лесного фонда, а также что полномочия собственника лесных участков в составе земель лесного фонда органам субъектов Российской Федерации не переданы, при этом министерство не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Приведенные кассатором мотивы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие представителя министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 7 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.