Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу по исковому заявлению прокурора г.Магадана к МОГКУ "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил возложить на Магаданское областное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" обязанность по обустройству тротуаром автодороги межмуниципального значения "Магадан-Балаганное-Талон" км 7+433 (ГКУ "Магаданский областной ОДИ") до горнолыжной базы км 9+896 в Магаданской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от 29 октября, 24 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Слама В.В, на стороне ответчика - департамент строительства, архитектуры, технологического и экологического контроля мэрии г.Магадана (департамент САТЭК мэрии г.Магадана).
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 апреля 2022 года, исковые требования прокурора г.Магадана удовлетворены частично. На МОГКУ "УДТК" возложена обязанность обустроить тротуаром автодорогу межмуниципального значения "Магадан-Балаганное-Талон" с 7 км 433 м по 9 км 726 м в течение 1 года 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
14 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса", поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 3 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора г.Магадана со ссылкой на то, что денежные средства в виде лимитов бюджетных обязательств, предусмотренные для выполнения работ по обустройству участка автомобильной дороги, до ответчика не доводились. Ответчик исполняет свои обязательства по соблюдению норм законодательства в сфере дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения посредством осуществления закупок и заключения государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ и работ по капитальному ремонту в целях обустройства спорного участка автомобильной дороги пешеходными тротуарами, в связи с чем возложение на ответчика обязательств по исполнению решения суда первой инстанции в срок, указанный в данном решении приведет к невозможности реализации отдельных проектов по государственным программам и подпрограммам в сфере дорожного хозяйства Магаданской области. В бюджете Магаданской области средства на реализацию вышеуказанных мероприятий на 2022 год не предусмотрены. Выполнение работ по обустройству тротуара на спорном участке автомобильной дороги "Магадан-Балаганное-Талон" не представляется возможным из-за наличия большого количества надземных и подземных коммуникаций, земельных участков, принадлежащих третьим лицам.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Магадана к МОГКУ "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" о возложении обязанности передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года кассационная жалоба Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представитель МОГКУ "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса", Слама В.В, представитель департамента строительства, архитектуры, технологического и экологического контроля мэрии г.Магадана; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения помощника прокурора города Магадана - Егоровой Н.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматриваются.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, распоряжением департамента имущества и земельных отношений Магаданской области от 20 ноября 2020 года N 691/23 автомобильная дорога межмуниципального значения "Магадан-Балаганное-Талон" закреплена за государственным казенным учреждением "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" на праве оперативного управления.
6 июля 2021 года комиссией, созданной прокуратурой г.Магадана, произведен осмотр проезжей части по ул.Арманской в г.Магадане, прилегающей территории (в районе ГКУ "ОДИ"), в результате которого установлено, что от пересечения улиц Кавинской и Арманской (д.41 по ул.Арманской) до горнолыжной базы на всей протяженности дороги тротуар не обустроен, проектом организации дорожного движения не предусмотрен.
В ходе произведенного МОГКУ "УДТК" и начальником отдела ГИБДД УМВД России по Магаданской области осмотра участка дороги "Магадан-Балаганное-Талон" км 7+433 (ГКУ "Магаданский областной ОДИ") до горнолыжной базы км 9+896 установлено, что пешеходная дорожка по левой стороне от проезжей части от км 7+433 до км 8+100 не приспособлена для передвижения маломобильных групп населения, с правой стороны - отсутствует совсем. На участке от км 8+100 до км 8+411 (ул. Арманская д.41 до ул.Арманская д.49) имеются неблагоустроенные пешеходные дорожки. На участке км 8+411 - км 9+896 пешеходные дорожки отсутствуют.
Частично удовлетворяя административный иск прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон, применительно к положениям положениями статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статей 5, 6, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения", пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007, исходили из того, что непринятие мер по обустройству дороги тротуаром создает для граждан, пользующихся данной дорогой, угрозу безопасности жизни и здоровья, в связи с чем сделали вывод о законности и обоснованности требований прокурора г.Магадана в части возложения на МОГКУ "УДТК" обязанности по обустройству тротуаром автодороги межмуниципального значения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным ответчиком доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса"- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.