Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО17 Александра Ивановича на решение Черниговского районного суда Приморского края от 10 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Приморскому краю к ФИО8 А.И. о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения представителя МИФНС России N10 по Приморскому краю - Моляренко Н.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю обратился в Черниговский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пене в размере 43059, 05 руб, а именно: по пене, образовавшейся в результате неуплаты земельного налога в размере 58, 73 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ - 32448 руб. за 2020 год, по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ - 1071, 84 руб, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС - 8426 руб. за 2020 год, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС - 255, 42 руб, по пене, образовавшейся в результате неуплаты транспортного налога - 33, 79 руб, по пене, образовавшейся в результате неуплаты налога на доходы физических лиц - 765, 27 руб.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска к ФИО9 А.И. отказано.
27 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО18 А.И, поданная через Черниговский районный суд Приморского края 14 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления со ссылкой на то, что административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 года кассационная жалоба ФИО19 А.И. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился административный ответчик ФИО12 А.И, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст.45 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (ст.75 НК РФ).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО13 А.И. как адвокат, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ; как собственник
легкового автомобиля марки ВАЗ 21310 регистрационный знак Е192ОН125, легкового автомобиля марки Тойота Камри регистрационный знак Е401АН125, а также земельного участка с кадастровым номером 25:22:120001:707 - плательщиком транспортного и земельного налогов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налоговых обязательств налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требования: N 10800 по состоянию на 29 июня 2020 года со сроком уплаты до 17 ноября 2020 года на сумму пени 2071, 08 руб, N 16110 по состоянию на 30 июня 2020 года со сроком уплаты до 17 ноября 2020 года на сумму пени 7, 32 руб, N 4379 по состоянию на 5 февраля 2021 года на сумму недоимки по налогам 43 382 руб. и сумму пени 225, 76 руб. со сроком уплаты до 31 марта 2021 года.
Неисполнение налоговых требований налогоплательщиком явилось основанием для обращения налогового органа к мировому судье за выдачей судебного приказа.
27 июля 2021 года мировым судьей судебного участка N 95 Черниговского судебного района Приморского края вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО20 А.И. задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам, пеням в сумме 43083, 64 руб, который определением от 12 августа 2021 года отменен, в связи с поступившими возражениями ФИО21 А.И, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России N10 по Приморскому краю, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований налогового органа, поскольку доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката по месту жительства, имеет в собственности транспортные средства и недвижимое имущество, в связи с чем, обязан уплачивать законно установленные налоги в срок, определенный законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно указал, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 30 декабря 2020 года N 502-Ф, то есть с 10 января 2021 года. Возложение на пенсионеров военнослужащих, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского пенсионного страхования до указанной даты не нарушает их конституционные права.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано на соблюдение налоговым органом срока обращения как к мировому судье за выдачей судебного приказа, так и в суд с административным иском после отмены судебного приказа по возражению должника.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 10 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО22 А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.