Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ к Государственной инспекции труда в Сахалинской области, главному государственному инспектору труда Колесниченко Д.В. о признании незаконными и отмене результатов проверки.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением, просил признать незаконными действия главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Сахалинской области Колесниченко Дмитрия Васильевича по проведению внеплановой документарной проверки и невручению акта проверки непосредственно после ее завершения, признать незаконными и отменить результаты проверки - акт проверки от 24 февраля 2021 года N 65/5-256-21-ПВ/12-652-И/96 и предписание об устранении выявленных нарушений 24 февраля 2021 года N 65/5-256-21-ПВ/12-655-И/96.
Определением суда от 29 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Чичин Игорь Геннадьевич, Мамонтова Лилия Равильевна, Мещерякова Дарья Игоревна, Лопатко Ольга Владимировна, Семенова Наталья Николаевна.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 декабря 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ отказано.
4 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ, поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области 23 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ подведомственно Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет деятельность, связанную с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности, в связи с чем в отношении ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ не могла быть проведена внеплановая документарная проверка. Суды первой и апелляционной инстанций безосновательно отклонили довод административного истца о наличии индивидуального трудового спора. Распоряжение о проведении проверки от 24 февраля 2021 года N 65/5-256-21-ПВ/12-651-И/96 по юридическому адресу учреждения не направлялось. Доказательства, свидетельствующие о направлении/получении распоряжения от 24 февраля 2021года, в материалы дела не представлены.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Частью 1 статьи 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках межведомственного взаимодействия в ГИТ Сахалинской области из территориального органа федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области поступила информация о наличии по состоянию на 1 февраля 2021 года задолженности по заработной плате за декабрь 2020 года перед пятью работниками Центра ГСЭН (территориальный, г.Южно-Сахалинск) ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ в размере 836 100 рублей, которая возникла по причине выделения главным распорядителем бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации не в полном объеме от запланированных денежных средств на выплаты стимулирующего характера в связи с осуществлением деятельности в рамках противодействия распространению новой коронавирусной инфекции.
24 февраля 2021 года главным государственным инспектором труда ГИТ в Сахалинской области Колесниченко Д.В. вынесено распоряжение N 65/5-2569-21-ПВ/12-651-И/96 о проведении в отношении ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ внеплановой документарной проверки, по результатам которой составлен акт от 24 февраля 2021 года N 65/5-256-21-ПВ/12-652-И/96 и выдано предписание от 24 февраля 2021 года N65/5-256-21-ПВ/12-652-И/96 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а именно: принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений, путем выплаты заработной платы за декабрь 2020 года следующим работникам: ФИО14 - 5, 2 тыс.руб, ФИО15 - 201, 3 тыс.руб, ФИО13 -249, 2 тыс.руб, ФИО11 - 5, 2 тыс.руб, ФИО12 - 375, 3 тыс.руб. с начислением и выплатой компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений, путем начисления и выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы за декабрь 2020 года указанным работникам в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях трудового законодательства. Срок исполнения предписания установлен до 22 марта 2021 года.
Не согласившись с актом государственного инспектора труда ГИТ в Сахалинской области от 24 февраля 2021 года N 65/5-256-21-ПВ/12-652-И/96 и предписанием от 24 февраля 2021 года N65/5-256-21-ПВ/12-652-И/96 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что проведение главным государственным инспектором ГИТ в Сахалинской области внеплановой документарной проверки не является грубым нарушением в правовом понимании части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущим признание такой проверки и ее результатов незаконными и подлежащими отмене. Выявленное главным государственным инспектором нарушение по невыплате начисленной заработной платы подтверждено материалами дела, сведений о том, что работники обращались в суд или комиссию по трудовым спорам по данному вопросу административным истцом не представлено, следовательно, предписание выдано государственным инспектором в соответствии с полномочиями, установленными статьями 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ в суде первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки апелляционного суда и правомерно были отклонены судами как необоснованные.
Несогласие представителя административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены нижестоящими судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" МО РФ - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.