Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Хабаровска к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю Лупиной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г.Хабаровска обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением, просил возложить на ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение 6 месяцев после вступления судебного решения в законную силу выполнить следующие работы в помещениях исправительного учреждения, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Заозерное, ул.Петра Черкасова, д.31: обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Обязать ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 2 месяцев после вступления судебного решения в законную силу профинансировать выполнение вышеуказанных работ.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, административные исковые требования Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично. На администрацию Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 12" Управления ФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить выявленные нарушения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить в учреждении дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
4 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 22 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что в решении суда нет четкой формулировки, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Прокурор не имеет права на обращение в суд с данными требованиями, поскольку государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора. Указанные прокурором помещения не относятся к объектам, вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, а значит ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на спорные отношения не распространяется. Требования истца к ответчику направлены на вмешательство в бюджетный процесс, не основаны на действующем законодательстве, регулирующим взаимоотношения между казенным учреждением и его учредителем, и их удовлетворение приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю, изучив письменные возражения на кассационную жалобу заместителя прокурора Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю законодательства о противопожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", выразившиеся в том, что исправительным учреждением не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Частично удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, исходил из установления факта нарушения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности и неустранения выявленных нарушений, что создает реальную угрозу жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения.
При этом суды отказали в удовлетворении требований прокурора, заявленных к ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности профинансировать выполнение указанных в иске работ, поскольку понуждение ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю к указанным действиям является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на спорные отношения не распространяется, поскольку указанные прокурором помещения не относятся к объектам, вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, статьей 1 данного закона предусмотрено, что положения данного закона обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, а также при техническом обслуживании и эксплуатации объектов защиты.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 14 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.