Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Берлина Д.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний РФ, Министерству юстиции РФ, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Берлин Д.В. обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением, просил признать действия сотрудников исправительного учреждения незаконными, взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 55000 руб.
Определением судьи от 4 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 25 октября 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года, административные исковые требования Берлина Д.В. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Берлина Д.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 2000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
4 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Ванинский районный суд Хабаровского края 21 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворения требований административного истца и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы представитель административных ответчиков указал, что в связи с задержками централизованных поставок из ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю гигиенические наборы в учреждении отсутствовали с мая по сентябрь 2021 года, поступили в учреждение 8 октября 2021 года в количестве 2700 штук; 14 октября 2021 года и 2 ноября 2021 года была выдача индивидуально-гигиенических наборов, однако, Берлин Д.В. отказался от получения наборов, объяснение не предоставил, о чем составили акты. Истцом не указано, как данный факт повлек причинение ему морального вреда. Какие-либо обращения истца по данному вопросу зарегистрированы не были.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба УФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН РФ, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (пункт 3 статьи 101 УИК РФ).
Минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, включает в себя: хозяйственное мыло (200 гр. в месяц), туалетное мыло (50 гр. в месяц), зубную пасту (порошок) (30 гр. в месяц), зубную щетку (1 шт. в 6 месяцев), одноразовую бритву (6 шт. в месяц), туалетную бумагу (25 м. в месяц).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Берлин Д.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю с 11 апреля 2014 года по настоящее время, соответственно, должен быть обеспечен администрацией исправительного учреждения индивидуальными средствами гигиены по установленным нормам.
Гигиенические наборы административному истцу не выдались в период с мая по сентябрь 2021 года.
Согласно раздаточным ведомостям на маски медицинские, средства индивидуальной гигиены от 14 октября 2021 года и от 2 ноября 2021 года Берлин Д.В. отказался от получения гигиенических наборов, что также подтверждается актами от указанных дат, составленными сотрудниками исправительного учреждения.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Берлина Д.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательствами в соответствии со ст.84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что необеспечение административного истца гигиеническим набором является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении. При снижении размера взыскиваемой в пользу Берлина Д.В. компенсации с заявленных 55 000 рублей до 2 000 рублей судебные инстанции учитывали характер, продолжительность и фактические обстоятельства допущенного исправительным учреждением нарушения прав истца, а также требования разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, отсутствуют какие-либо негативные последствия для административного истца, подлежат отклонению, поскольку разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела. Выводы суда относительно размера компенсации должным образом мотивированы.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административных ответчиков, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
При этом, согласно статье 329 КАС РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.