Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трембач С.В. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 апреля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Белогорска Амурской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Белогорскому городскому Совету народных депутатов, Трембач Светлане Владимировне о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутата, по административному исковому заявлению Белогорского городского Совета народных депутатов к прокурору г. Белогорска Амурской области об оспаривании представления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи Трембач С.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации г. Белогорска Фахрудиновой Н.С, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Белогорска Амурской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к Белогорскому городскому Совету народных депутатов с административным исковым заявлением, уточнив требования которого просил признать незаконным решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 декабря 2021 года об отклонении представления прокурора и проекта решения "О досрочном прекращении полномочий председателя Белогорского городского Совета народных депутатов Трембач С.В." со дня его принятия; досрочно прекратить полномочия депутата и председателя Белогорского городского Совета народных депутатов 8 созыва Трембач С.В. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Трембач С.В, являясь председателем Белогорского городского Совета народных депутатов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в нарушение установленных статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничений и запретов принимала участие в судебных заседаниях в качестве представителя истца и третьего лица при рассмотрении административного дела Белогорским гарнизонным военным судом и гражданского дела Белогорским городским судом Амурской области, что влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий в соответствии с частями 7.1 и 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По факту выявленных нарушений прокурором в адрес Белогорского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2021 года было внесено представление, рассмотренное 29 декабря 2021 года на заседании Белогорского городского Совета народных депутатов, решением которого представление прокурора и проект решения "О досрочном прекращении полномочий председателя Белогорского городского Совета народных депутатов Трембач С.В." отклонены, что противоречит требованиям действующего законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции.
Определением Белогорского городского суда Амурской области от 12 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Трембач С.В, в качестве заинтересованных лиц - администрация г. Белогорска, Территориальная избирательная комиссия муниципального образования г. Белогорск.
13 января 2022 года Белогорским городским судом Амурской области принято к производству административное исковое заявление Белогорского городского Совета народных депутатов к прокурору г. Белогорска о признании незаконным представления от 30 ноября 2021 года N 1-17-2021 об устранении нарушений законодательства в части требований о досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов 8 созыва Трембач С.В.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что по указанному в представлении прокурора факту нарушения председателем Белогорского городского Совета народных депутатов Трембач С.В. Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прокуратурой не проведена надлежащим образом проверка, не представлено доказательств того, что Трембач С.В, являясь председателем городского Совета, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, принимала личное участие в качестве представителя при рассмотрении дел Белогорским гарнизонным военным судом 19 октября 2021 года и Белогорским городским судом Амурской области 21 октября 2021 года за вознаграждение.
Определением Белогорского городского суда Амурской области от 20 января 2022 года административные дела по административному иску прокурора г. Белогорска Амурской области к Белогорскому городскому Совету народных депутатов, Трембач С.В. о признании решения незаконным, досрочном прекращении полномочий депутата и по административному иску Белогорского городского Совета народных депутатов к прокурору г. Белогорска Амурской области о признании представления незаконным объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 апреля 2022 года, требования прокурора г. Белогорска Амурской области удовлетворены, признано незаконным решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 декабря 2021 года, принятое в протокольной форме, об отклонении принять решение "О досрочном прекращении полномочий депутата Трембач С.В."; досрочно прекращены полномочия депутата, председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Трембач С.В, решение суда обращено к немедленному исполнению. В удовлетворении административного иска Белогорского городского Совета народных депутатов к прокурору г. Белогорска Амурской области о признании представления недействительным отказано.
15 июня 2022 года административным ответчиком Трембач С.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 4 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, считает, что при рассмотрении дела нарушены нормы материального права, судами не учтено, что она является выборным должностным лицом, поэтому не могла осуществлять полномочия депутатам и полномочия председателя Совета народных депутатов на постоянной основе, в связи с чем на нее не распространяются ограничения по представлению интересов третьих лиц в суде. Кроме того, судами не дана оценка представленным в дело доказательствам, подтверждающим оказание ей услуг представителя на безвозмездной основе в связи с обращением к ней как первому секретарю РК КПРФ.
Иные лица, участвующие в деле, - Белогорский городской Совет народных депутатов, Территориальная избирательная комиссия муниципального образования г. Белогорск о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Трембач С.В, являющаяся председателем Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва и занимая данную должность на постоянной основе, принимала участие 19 октября 2021 года в судебном заседании в качестве представителя административного истца при рассмотрении Белогорским гарнизонным военным судом административного дела N 2а-70/2021 и 21 октября 2021 года в судебном заседании в качестве представителя третьего лица при рассмотрении Белогорским городским судом Амурской области гражданского дела N 2-2038/2021, тем самым неоднократно нарушила установленные частью 9.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для депутата представительного органа местного самоуправления запреты и ограничения на участие в качестве представителя по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении, пришли к выводу о противоречии требованиям закона решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 декабря 2021 года об отклонении проекта решения "О досрочном прекращении полномочий депутата Трембач С.В.", а также о наличии правовых оснований для досрочного прекращения полномочия депутата, председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Трембач С.В.
Отказывая в удовлетворении искового требования Белогорского городского Совета народных депутатов о признании представления прокурора г. Белогорска об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении от 30 ноября 2021 года незаконным, суды исходили из того, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в данном случае у прокуратуры г. Белогорска имелись законные основания для проведения проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции на основании письменного обращения депутатов Белогорского городского Совета народных депутатов от фракции "Единая Россия" от 25 ноября 2021 года, а также внесения представления в адрес Белогорского городского Совета народных депутатов в связи с установленными в ходе проверки нарушениями законодательства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
На основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Частью 9.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
С учетом приведенного правового регулирования, установив нарушение председателем Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Трембач С.В. установленных законом запретов и ограничений, выразившихся в представлении интересов третьих лиц в судах по гражданскому и административному делам, что в силу прямого указания закона влекло досрочное прекращение ее полномочий, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у прокурора г. Белогорска оснований для внесения Белогорскому городскому Совету народных депутатов представления об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, несоответствии требованиям законодательства решения городского Совета, которым представление отклонено, и досрочном прекращении полномочия депутата, председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва Трембач С.В.
Доводы кассационной жалобы Трембач С.В. об исполнении ей обязанностей председателя городского Совета на непостоянной основе, в связи с чем на нее не распространяются ограничения по представлению интересов третьих лиц в суде, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Согласно части 1 статьи 31 Устава муниципального образования города Белогорска, принятого решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 25 августа 2005 года N 07/99, депутаты городского Совета осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Число депутатов, работающих на постоянной основе, не может быть более двух. Председатель городского Совета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Трембач С.В. избрана депутатом Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва по избирательному округу N 6, что следует из решения избирательной комиссии муниципального образования г. Белогорска от 20 сентября 2021 года N 16/111-8. Решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 8 октября 2021 года N 01/01 Трембач С.В. избрана председателем городского Совета.
На основании указанного решения распоряжением председателя Белогорского городского Совета народных депутатов от 8 октября 2021 года N 02-02-14 Трембач С.В. принята председателем городского Совета с денежным вознаграждением 61 561 рубль в месяц согласно штатному расписанию, к исполнению обязанностей приступила с 8 октября 2021 года.
Таким образом, Трембач С.В. замещала должность председателя Белогорского городского Совета народных депутатов восьмого созыва и осуществляла свои полномочия на постоянной основе, тем самым была обязана соблюдать положения законодательства Российской Федерации, которыми введены ограничения на участие в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка представленным в дело доказательствам, подтверждающим оказание ею услуг представителя на безвозмездной основе, отмену принятых по делу судебных актов не влекут, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права.
Основанием заявленного прокурором г. Белогорска административного иска является не нарушение запрета Трембач С.В, осуществляющей полномочия депутата и председателя представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, а несоблюдение ей установленного законом ограничения на представительство интересов третьих лиц в судах, в рамках которого обстоятельства возмездного либо безвозмездного характера представительства правового значения не имеют.
По данному делу судами доказательства оценены в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суды отразили в принятых по делу судебных постановлениях.
Таким образом, принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трембач С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.