Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу руководителя комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Карповой С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 16 декабря 2021 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 февраля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 февраля 2022 года, юридическое лицо - комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - комитет по управлению имуществом) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, руководителя комитета по управлению имуществом Карпова С.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что полномочия по управлению имуществом администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края, в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, перешли к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края лишь с 23 января 2019 года и лишь с этого момента начались работы по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения и проекта организации дорожного движения улично-дорожной сети. Проект организации дорожного движения улично-дорожной сети городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края, которым предусмотрено обустройство тротуара, был разработан и утвержден постановлением администрации муниципального района 8 ноября 2021 года N 1155-па, в связи с чем обустроить тротуар ранее не представлялось возможным.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ).
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257 аналогично к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, правил их применения, в том числе средствам организации движения пешеходов и велосипедистов, установлены ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с разделом 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3).
Как установлено по делу, комитет по управлению имуществом, являясь ответственным за ремонт и содержание улиц (дорог) городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" юридическим лицом, допустил несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, элементах ее обустройства, что выразилось в отсутствии 6 ноября 2021 года в 20 часов 00 минут средств организации движения пешеходов - тротуаров на улице "адрес" в границах от улицы "адрес" до улицы "адрес" в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края.
Данные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 13 Основных положений, положений статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ, требований ГОСТ Р 52766-2007, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах, получивших оценку мировым судьей и судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ
Виновное бездействие комитета по управлению имуществом, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Совершенное комитетом по управлению имуществом деяние квалифицированно по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 2 Устава городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района от 7 июля 2005 года N 13), городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края наделено статусом городского поселения. Городское поселение входит в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Комитет по управлению имуществом, являясь в силу пункта 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N 66-373 от 26 июля 2012 года, уполномоченным органом администрации Николаевского муниципального района на осуществление полномочий собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, в том числе по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая улично-дорожные сети муниципального района, к которым территориально относятся и дороги городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", обоснованно признан надлежащим субъектом административной ответственности по настоящему делу, о чем мотивированно изложено в судебных актах двух нижестоящих судебных инстанций.
То обстоятельство, что администрация городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" 23 января 2019 года была реорганизована путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района, к которой лишь с указанной даты перешли полномочия органа управления городского поселения, установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о виновном бездействии субъекта административной ответственности, не опровергает.
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (пункт 1.2 Правил дорожного движения).
Отсутствие такого элемента дороги, позволяющего организовать безопасное движение пешеходов, ставит под угрозу здоровье и жизнь пешеходов, что обязывает не допускать такого рода нарушений в обустройстве дорог.
В соответствии с положениями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией юридического лица понимается прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, процесс реорганизации путем присоединения администрации городского поселения "город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района к администрации Николаевского муниципального района не прекратил обязательства реорганизуемого юридического лица в отношении других лиц, включая жителей муниципального образования, а возложил их исполнение на правопреемника в лице администрации муниципального района.
Уполномоченным органом администрации Николаевского муниципального района, осуществляющим наряду с функциями по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и функции главного распорядителя средств районного бюджета, является комитет по управлению имуществом Николаевского муниципального района Хабаровского края, что закреплено в пунктах 1.1. 3.1.28 его Положения, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N 66-373 от 26 июля 2012 года.
При указанных обстоятельствах, субъект административного правонарушения, которое обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ, определен верно, и его вина установлена полно.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные акты должным образом мотивированны со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на иной юридической оценке фактических обстоятельств дела, были предметом проверки мирового и городского судей, обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу выводов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 16 декабря 2021 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 февраля 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Карповой С.В.- без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.