Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Гордиенко Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 1 февраля 2022 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года, юридическое лицо - комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - комитет по управлению имуществом) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя комитета по управлению имуществом Гордиенко Т.В, имея на основании уставных документов право подписи в период отсутствия руководителя комитета, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на недопустимость представленных в дело доказательств, а также неправильное определение субъекта административной ответственности, которым необоснованно признан комитет по управлению имуществом, а не муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", к уставным задачам которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ).
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257 аналогично к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с разделом 7, пунктами 8.6, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, (далее - ГОСТ Р 50597-2017) для обеспечения видимости на автомобильных дорогах не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0, 5 м в зоне, в том числе, треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах; снежные валы на обочинах дорог категорий II - IV рекомендуется устраивать высотой не более 1, 0 м, формирование снежных валов на улицах не допускается, в том числе, на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости, ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств, на тротуарах.
Как установлено по делу, 7 декабря 2021 года в 9 часов 00 минут комитет по управлению имуществом, являясь ответственным за ремонт и содержание улиц (дорог) городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" юридическим лицом, допустил несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, а именно: наличие в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края сформированных снежных валов ближе 10 метров от пешеходных переходов на нерегулируемых наземных пешеходных переходах на проезжей части улиц: "адрес" "адрес"
Данные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 13 Основных положений, положений статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ, статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ, требований ГОСТ Р 50597-2017, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах, получивших оценку мировым судьей и судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Виновное бездействие комитета по управлению имуществом, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Совершенное комитетом по управлению имуществом деяние квалифицировано по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 2 Устава городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района от 7 июля 2005 года N 13), городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края наделено статусом городского поселения. Городское поселение входит в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Комитет по управлению имуществом, являясь в силу пункта 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N 66-373 от 26 июля 2012 года, уполномоченным органом администрации Николаевского муниципального района на осуществление полномочий собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, в том числе по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая улично-дорожные сети муниципального района, к которым территориально относятся и дороги городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", обоснованно признан надлежащим субъектом административной ответственности по настоящему делу, о чем мотивированно изложено в судебных актах двух нижестоящих судебных инстанций.
То обстоятельство, что данным юридическим лицом - уполномоченным органом администрации муниципального района, осуществляющим наряду с изложенными функциями по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и функции главного распорядителя средств районного бюджета (пункт 3.1.28 названного Положения), было создано муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", к одному из дополнительных видов деятельности которого относится эксплуатация автомобильных дорог, не снимает с органа администрации муниципального района, подчиняющегося заместителю главы администрации Николаевского муниципального района (пункт 1.5 Положения), ответственности за ненадлежащее осуществление дорожной деятельности как реализуемого органом местного самоуправления полномочия.
Оснований признать результаты измерений расстояний между снежными валами и пешеходными переходам при помощи рулетки недостоверными по материалам дела не установлено. Используемая для целей измерения расстояния рулетка является средством измерения и вспомогательным для указанных целей оборудованием. Факт поверки использованной измерительной рулетки подтвержден представленным в дело свидетельством о поверке. Наличие выявленных нарушений очевидно следует и из представленных фотоматериалов, получивших оценку в совокупности с другими доказательствами по делу.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на иной юридической оценке фактических обстоятельств дела, были предметом проверки мирового и городского судей, обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу выводов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 43 судебного района "город Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" от 1 февраля 2022 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года в отношении комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гордиенко Т.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.