Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2022 года в отношении Кошкаревой Елизаветы Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
2 декабря 2021 года главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в отношении должностного лица-заведующей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Хабаровска "Детский сад комбинированного вида N 49" (далее - МАДОУ города Хабаровска "Детский сад комбинированного вида N 49) Кошкаревой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2022 года, действия Кошкаревой Е.В. с части 2 статьи 6.3 переквалифицированы на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. просит судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, что повлекло неверную квалификацию действий лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Кошкарева Е.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о принесении данной жалобы, возражений на жалобу не представила.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьями районного и краевого судов вышеуказанные требования закона в полной мере выполнены не были.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут ответственность в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Коронавирусная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (2019-nCoV) включена в указанный перечень.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Главой IV Федерального закона N 52-ФЗ определен перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, к ним относятся профилактические прививки, которые проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 35).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Заместителем Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю 1 июля 2021 года N 6 издано постановление "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее Постановление N 6), которым постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания (подпункт 1.1 пункта 1).
Подпунктом 2.3 пункта 2 предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления (входит и сфера образования), в срок до 20 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, служащих.
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении, составленному главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО5 2 декабря 2021 года, в МАДОУ города Хабаровска "Детский сад комбинированного вида N 49", заведующей которого является Кошкарева Е.В, трудоустроено "данные изъяты" сотрудников, сведения о профилактических прививках из которых имеются по "данные изъяты" сотрудникам, что составляет 72, 7% от общей численности.
Непринятие заведующей МАДОУ города Хабаровска "Детский сад комбинированного вида N 49" в срок до 20 ноября 2021 года мер по организации на предприятии торговли проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной сотрудникам не менее 80% от их общей численности повлекло квалификацию действий должностного лица по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Не ставя под сомнение доказанность нарушений подпункта 2.3 пункта 2 Постановления N 6, судья районного суда с предложенной административным органом квалификацией действий Кошкаревой Е.В. не согласился и, полагая, что должностное лицо, не выполнив установленные указанным пунктом требования, нарушило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, переквалифицировал действия Кошкаревой Е.В. на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде предупреждения.
Судья Хабаровского краевого суда с выводами судьи нижестоящего суда согласился и оставил жалобу лица, составившего протокол об административном правонарушении, без удовлетворения.
Между тем выводы судов не учитывают следующего.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, невыполнение в период угрозы распространения опасного заболевания требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемического (профилактического) мероприятия образует состав указанного административного правонарушения.
Как было указано выше, профилактические прививки Федеральным законом N 52-ФЗ отнесены к перечню санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно статье 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 57-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются, в том числе полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановление N 6, неисполнение которого вменено в вину Кошкаревой Е.В, издано заместителем Главного санитарного врача Хабаровского края, в последующем в него Главным санитарным врачом Хабаровского края были внесены изменения, и является постановлением о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Данный нормативно-правовой акт предписывает руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края, в определенных сферах деятельности, организовать проведение профилактических прививок, то есть провести конкретное санитарно- противоэпидемическое мероприятие.
Следовательно, неисполнение данного постановления свидетельствует о нарушении требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемического мероприятия - профилактических прививок при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (коронавирусная инфекция (2019-nCoV), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Неверно применив по делу нормы материального права, что повлекло неправильную квалификацию действий лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, судья Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края в ходе производства по настоящему делу допустил существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судья краевого суда допущенную судьей первой инстанции фундаментальную ошибку в применении норм права не устранил.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решения судей нижестоящих судов вынесены с существенными нарушениями процессуальных требований, принятые по делу судебные акты подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд города Хабаровска Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует исследовать все представленные доказательства в совокупности, установить на их основе обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. удовлетворить.
Постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2022 года в отношении Кошкаревой Елизаветы Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.