Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С. на вступившее в законную силу решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Абильманова "данные изъяты"
установил:
постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) N от 20 декабря 2021 года должностное лицо - глава муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Абильманов Ж.Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2021 года постановление должностного лица от 20 декабря 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Абильманова Ж.Ж. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В порядке, установленном статьями 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи районного суда не было обжаловано либо опротестовано, вступило в законную силу 29 апреля 2022 года.
В протесте, принесенном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Трухин А.С. просит отменить вступившее в законную силу решение судьи районного суда от 11 апреля 2022 года, возвратить дело на новое рассмотрение в районный суд.
Абильманов Ж.Ж, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) Трухиным А.С. протеста на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражений на протест не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, и доводы протеста заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из постановления об административном правонарушении следует, что по итогам выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов за 2019-2020 годы в администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) установлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов по субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на строительство объекта Школа-сад на 50/15 мест с интернатом на 15 мест в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием "Ленский район" Республики Саха (Якутия) заключен муниципальный контракт N с ООО " "данные изъяты"" на выполнение работ по строительству объекта "Национальная школа на 50 учащихся с детским садом на 15 мест с интернатом на 15 мест в "адрес"".
Между Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и администрацией муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на строительство объекта Школа-сад на 50/15 мест с интернатом на 15 мест в "адрес".
Всего за 2020 год перечислено подрядчику 28 034 799, 99 рублей, из них средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 8 915 066, 39 рублей или 31, 8%.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N оплата за счет субсидии должна была производиться в размере 26, 29% от общей суммы, что составляет 7 370 348, 92 рубля.
В нарушении пункта 2.1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ сумма средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) использованная с нарушением условий предоставления 1 544 717, 47 рублей, так за счет средств субсидии произведена оплата в размере 31, 8% от общей суммы оплаты, вместо установленных соглашением 26, 29%.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.
Главой муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) является Абильманов Ж.Ж.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении Абильманова Ж.Ж. к административной ответственности.
Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) рассмотрев жалобу, поданную Абильмановым Ж.Ж. в порядке статей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решением от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица отменил, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абильманова Ж.Ж. прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая указанное решение, судья районного суда, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, исходил из того, что в 2020 году за счет муниципального бюджета оплачено по муниципальному контракту 19 119 733, 60 рублей, а 18 689 866, 67 рублей списаны за счет денежных средств, уплаченных в качестве аванса. Списание оплаты с авансовых денежных средств, внесенных на счет ООО "Энергомонтаж" в 2019 году, произведено в 2020 году в сумме 18 689 866, 67 рублей, также является оплатой за счет бюджета муниципального образования "Ленский район" за 2020 год.
Судья указал, что исключение суммы в размере 18 689 866, 67 рублей из общего размера расходного обязательства муниципального образования "Ленский район" в 2020 году при расчете размера субсидии из государственного бюджета республики неправомерно, а 26, 29% от 46 724 666, 67 рублей составит - 12 283 914, 87 рублей.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам протеста не может быть отменен в силу следующего.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу части 2 статьи 30.17 названного Кодекса изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Однако таких нарушений по делу не установлено и в протесте не приведено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года, вынесенное в отношении главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Абильманова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Трухина А.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.