Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-51/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Ургальского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 927 П, по апелляционной жалобе министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 08 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 927П утвержден лесохозяйственный регламент Ургальского лесничества (далее - Регламент).
В пункте 1.1.7 Регламента на территории Ургальского лесничества расположены особо охраняемые природные территории: государственный природный заказник краевого значения "Дубликанский", памятник природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной".
Согласно таблице N 5 пункта 1.1.7 Регламента особо охраняемые природные территории расположены: государственный природный заказник краевого значения "Дубликанский" на территории Дубликанского участкового лесничества - кварталы 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 - 337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 - 389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552, части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302; памятник природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной" на территории Ургальского участкового лесничества, урочище Ургальское 2-е, часть квартала 368 (выделы 12, 19 - 23, 25, 26).
В таблице N 3 пункта 1.1.5 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" к категории эксплуатационных лесов отнесены лесные участки государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" в кварталах 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 - 337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 -389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552 и части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества.
В таблице N 7 пункта 1.2 Регламента указаны виды разрешенного использования лесов, в том числе на территории указанных особо охраняемых природных территорий.
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим лесохозяйственного регламента Ургальского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года N 927П, в части: отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" к эксплуатационным в таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента в кварталах 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 -337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 - 389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552, части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества; установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории особо охраняемой природной территорий, согласно таблице 7 "Виды разрешенного использования лесов" пункта 1.2 Регламента: государственный природный заказник краевого значения "Дубликанский": заготовка древесины в части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества; заготовка живицы в части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества; разработка месторождений полезных ископаемых в кварталах 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 - 337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 - 389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552 и части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества; памятник природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной":
заготовка древесины в части квартала 368 (выделы 12, 19 - 23, 25, 26) Ургальского участкового лесничества, урочище Уральское 2-е.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесов в лесных кварталах, включенных в состав указанных особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку фактически допускает использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации - собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, обеспечение законного и рационального природопользования.
Решением Хабаровского краевого суда от 08 апреля 2022 года административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворены, оспариваемые положения Регламента признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель министерства лесного хозяйства и лесопереработке Хабаровского края Сячина О.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению административного ответчика, суд не учел, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза. Таким образом, отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия министерства лесного хозяйства и лесопереработке Хабаровского края. Полагает, что нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству, поскольку Лесной кодекс Российской Федерации на территории заказников вводит запрет на проведение только сплошных рубок лесных насаждений, к которым заготовка древесины не относится, при том, что заготовка древесины допускается не на всей площади квартала.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, определено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Дубликанского лесничества находится государственный природный заказник краевого значения "Дубликанский" и памятник природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной".
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти автономного округа, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" и памятника природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной" к эксплуатационным лесам, противоречат положениям статей 12, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В статье 2 Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, лесные участки государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" в части кварталов 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 - 337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 - 389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552 и части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
Кроме того, в таблице 7 пункта 1.2 Регламента "Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам" на территории Государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" установлены виды разрешенного использования лесов: заготовка древесины в части кварталов: 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223-225, 234-237, 249, 250, 264-266, 302 Дубликанского участкового лестничества; заготовка живицы в части кварталов: 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223-225, 234-237, 249, 250, 264-266, 302 Дубликанского участкового лестничества; разработка месторождений полезных ископаемых в кварталах: 179, 206 - 208, 219 - 222, 232, 233, 251 - 257, 267 - 274, 282 - 291, 303 - 311, 333 - 337, 339 - 349, 357 - 359, 365 - 374, 385 - 389, 404 - 413, 426 - 437, 444 - 460, 473 - 484, 491 - 507, 523 - 540, 550 - 552 и части кварталов 156, 177, 178, 180, 181, 205, 209, 217, 218, 223 - 225, 234 - 237, 249, 250, 264 - 266, 302 Дубликанского участкового лесничества.
На территории памятник природы краевого значения "Роща сосны обыкновенной" установлены виды разрешенного использования лесов: заготовка древесины в части квартала 368 (выделы 12, 19 - 23, 25, 26) Ургальского участкового лесничества, урочище Уральское 2-е.
Таким образом, в результате отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемым природным территориям, к эксплуатационным лесам в границах названных особо охраняемых природных территорий, и установление для них соответствующих видов разрешенного использования фактически допускает сплошную рубку лесов для целей заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Хабаровского края, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Кроме того, нормами Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Дубликанский", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14 января 2011 года N 4-пр, рубка лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в случаях, указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.4, 3.2.8, пункта 3.2 названного положения (подпункт 3.1.2); заготовка живицы (подпункт 3.1.3); разработка месторождений полезных ископаемых (подпункт 3.1.14) на территории государственного природного заказника краевого значения "Дубликанский" не допускается.
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 января 1997 года N 7 "Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края" особо охраняемая природная территория - "Роща сосны обыкновенной" объявлена памятником природы краевого значения.
Доводам административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года N 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ", которым установлена принадлежность лесных участков, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых норм Регламента федеральным законам.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.
Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 08 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 02 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.