Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Арбуз Оксаны Васильевны, Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 18 ноября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области от 06.03.2020 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы Арбуз Оксаны Васильевны с 06.03.2012 пот 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы Арбуз Оксаны Васильевны с 06.03.2012 пот 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в пользу Арбуз Оксаны Васильевны расходы по оплате юридических услуг в размере сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать;
установила:
Арбуз О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о признании незаконными решений ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 06.03.2020, 31.03.2021, обязании включить в страховой стаж и в специальный страховой стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды, не учтенные пенсионным органом, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновении данного права, взыскании расходов на представителя в размере сумма
В обоснование исковых требований указано, что решениями ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 06.03.2020, 31.03.2021 истцу незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности, при этом ответчиком были исключены из подсчета льготного стажа периоды с 06.07.1988 по 05.08.1988, с 05.08.1991 по 17.08.1991, с 14.12.2011 по 15.12.2011 - отпуска без сохранения заработной платы, с 03.01.1996 по 07.01.1997 - отпуск по уходу за ребенком, с 06.03.2012 по 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017 - курсы повышения квалификации, с 01.01.2003 по 27.09.2003 - трудовая деятельность в должности медсестры эндоскопического отделения ГБУЗ Диагностический клинический центр N1 на 0, 5 ставки.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят истец Арбуз О.В. и ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец Арбуз О.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена.
В силу положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Каторова И.В, поддержавшего доводы жалобы истца и возражавшего против доводов жалобы ответчика, представителя ответчика Демехину К.А, поддержавшую доводы жалобы ответчика и возражавшую против доводов жалобы истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, Таких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
26.09.2018 Арбуз О.В. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 22.01.2019
Арбуз О.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 28 лет 2 месяца 25 дней.
18.11.2019 Арбуз О.В. повторно обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве
и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии
по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 06.03.2020
Арбуз О.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 29 лет 4 месяца 16 дней.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды:
- с 06.07.1988 по 05.08.1988, с 05.08.1991 по 17.08.1991, с 14.12.2011 по 15.12.2011 - отпуска без сохранения заработной платы, с 06.03.2012 по 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017 - курсы повышения квалификации, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
- с 03.01.1996 по 07.01.1997 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (Согласно разъяснению N 5, утв. Министерством труда и социального развития РФ от 22.05.1996 N 29, период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до 06.10.1992).
- с 01.01.2003 по 27.09.2003 - медсестра эндоскопического отделения в ГБУЗ Диагностический клинический центр N 1, работа на 0, 5 ставки, так как работа в данной должности с 01.11.1999 засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
19.10.2020 Арбуз О.В. вновь обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве
и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии
по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 31.03.2021
Арбуз О.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 30 лет 3 месяца 17 дней.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды:
- с 06.07.1988 по 05.08.1988, с 05.08.1991 по 17.08.1991, с 14.12.2011 по 15.12.2011 - отпуска без сохранения заработной платы, с 06.03.2012 по 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017 - курсы повышения квалификации, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
- с 03.01.1996 по 07.01.1997 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (Согласно разъяснению N 5, утв. Министерством труда и социального развития РФ от 22.05.1996 N 29, период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до 06.10.1992).
- с 01.01.2003 по 27.09.2003 - медсестра эндоскопического отделения в ГБУЗ Диагностический клинический центр N 1, работа на 0, 5 ставки, так как работа в данной должности с 01.11.1999 засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Согласно справке от 02.10.2020 б/н Арбуз О.В. действительно работает в Государственном бюджетном учреждении адрес клинический центр N 1 Департамента здравоохранения города Москвы" в должности медсестры эндоскопического отделения с 06.07.1988 (пр. N 97 от 05.07.1988) по настоящее время. Данные о трудовой деятельности Арбуз О.В. за период с 06.07.1988 по 31.12.2014 предоставлены не будут, так как документы сданы в Центральный объединенный архив.
Арбуз О.В. с 01.01.2015 работает полный рабочий день и на полную ставку. Доплат за совмещение профессий не имела, отпусками без сохранения заработной платы не пользовалась, отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком не оформляла, учебный отпуск с отрывом от работы: 20.01.2012, 23.01.2012, 25.01.2012, 27.01.2012, 30.01.2012, 01.02.2012, 03.02.2012, 06.02.2012, 08.02.2012, 10.02.2012, 13.02.2012, 15.02.2012, 17.02.2012, 20.02.2012, 22.02.2012, 24.02.2012, 27.02.2012, 29.02.2012, 02.03.2012, 05.03.2012, 07.03.2012, 11.03.2012, 12.03.2012, 14.03.2012, 16.03.2012, 19.03.2012 (приказ N 29-к от 24.01.2012); 10.02.2017, 13.02.2017, 15.02.2017, 17.02.2017, 20.02.2017, 22.02.2017, 27.02.2017, 01.03.2017, 03.03.2017, 06.03.2017, 10.03.2017, 13.03.2017, 15.03.2017, 17.03.2017, 20.03.2017, 22.03.2017 (приказ N 148/1 от 01.02.2017).
Согласно архивной справке от 15.06.2018 N 53555/1/490730-2018 в документах архивного фонда Городской поликлиники N 78 Черемушкинского РУЗ (с 1991 г. - МУ адрес, с 1992 г. - Медицинский диагностический центр N 1 МУ адрес, с 1994 г. - Диагностический клинический центр N 1 МУ адрес, с сентября 1994 г. - УЗ адрес, с сентября 2011 г. - Департамента здравоохранения города Москвы) в приказах, лицевых счетах по заработной плате на работников за 1988-2011 гг. имеются следующие сведения о трудовом стаже Арбуз Оксаны Васильевны 1969 г.р. (число и месяц не указаны) (из лицевого счета по зарплате за 1988 г.): зачислена с 06.07.1988 на должность медсестры эндоскопического отделения (так в документе) с окладом сумма (приказ N 97 от 05.07.1988), переведена с 01.04.1993 на работу по контракту, оклад сумма + вредность сумма, срок действия 3 года (приказ N 62 от 31.03.1993), с 04.01.1995 по 03.01.1996 продлен трудовой договор (контракт) сроком на год (приказ N 4 от 04.01.1995), с 01.04.1997 переведена на работу по (контракту) трудовому договору сроком на 1 год (приказ N 52 (так в документе) от 01.04.1997), с 01.04.1998 продлен срок действия трудового договора (контракта) на 3 года (приказ N 50 от 26.03.1998), с 01.04.2001 продлен срок действия трудового договора (контракта) на 3 года (приказ N 51 от 23.03.2001), с 01.04.2004 продлен контракт сроком на 3 года (приказ N 79к от 01.04.2004), с 01.04.2007 продлен контракт сроком на 3 года (приказ N 73к от 02.04.2007), с 01.01.2010 отменить оплату труда по ранее утвержденному Положению о контрактной системе оплаты труда (приказ N 388к от 31.12.2009), зарплата начислялась по 31.12.2011, за последующий период документы на хранение в архив не передавались.
В документах за период с 06.07.1988 по 31.12.2011 имеются сведения о работе Арбуз Оксаны Васильевны на полную ставку и предоставлении очередных отпусков, за период с 06.07.1988 по 30.06.1992 сведений о начислении надбавки за вредность не имеется. В документах за период с 01.07.1992 по 31.12.2011 имеются сведения с 01.07.1992 по 31.03.1993 о начислении надбавки (причина выплаты не указана), с 01.04.1993 по 31.12.2011 о начислении надбавки за вредность.
Имеются сведения о предоставлении отпусков: в приказах за 1995 г. сведений о предоставлении дородового и послеродового отпусков не имеется, в лицевом счете по зарплате за 1995 г. имеются сведения о начислении под шифром "Б/л-р" (расшифровкой кодов архив не располагает) с июля по декабрь 1995 г. в количестве 108 дней, с 03.01.1996 по 05.04.1997 имеются сведения о предоставлении частично-оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет и с 06.04.1997 по 05.10.1998 имеются сведения о предоставлении отпуска без сохранения содержания по уходу за ребенком до 3-х лет (приказ N 187 от 09.11.1995), имеются сведения о выходе на работе 08.01.1997 (приказ от 08.01.1997), с 05.08.1991 по 17.08.1991 предоставлялся отпуск без сохранения содержания (причина не указан) (приказ N 50 от 04.06.1991). Сведений о предоставлении других отпусков без сохранения содержания и о направлении на курсы повышения квалификации в документах не имеется. Имеются сведения о предоставлении отпуска после окончания медучилища с 06.07.1988 по 05.08.1998 (приказ N 97 от 05.07.1988).
Согласно результатам проверки факта льготной работы Арбуз О.В, отраженным в акте N 1186/п от 21.12.2018 ГУ-Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, истцу был представлен отпуск без сохранения заработной платы с 14.12.2011 по 15.12.2011 (сведения из личной карточки, поименных списком, ИС), который не отражен в архивной справке.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на истца на курсах повышения квалификации с 06.03.2012 по 31.03.2012, с 01.01.2017 по 16.01.2017, суд исходил из того, что в соответствии с положением ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинских работников, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов, в связи с чем их включение основано на положениях ст. ст. 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 18 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 04.03.2021 г. N 322, которым внесены изменения в постановление N665 в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации.
С учетом того, что в период рассмотрения дела в суде данные изменения действовали, в периоды прохождения курсов повышения квалификации за истцом было сохранено место работы и сохранен средний заработок, работодателем уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, суд правомерно обязал ответчика включить периоды курсов повышения квалификации в специальный стаж, а доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с данными выводами суда не основаны на положениях Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Отказывая во включении в подсчет специального стажа периодов работы истца с 01.01.2003 по 27.09.2003 в должности медсестры эндоскопического отделения ГБУЗ Диагностический клинический центр N1, суд исходил из того, что в указанный период истец выполняла работу на 0, 5 ставки, поэтому в соответствии требованиями п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, данные период не может быть включен в специальный стаж истца.
С учетом положений Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", Закона СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде адрес", статьи 167 ранее действовавшего КЗоТ адрес, пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", суд пришел к выводу об отказе во включении в подсчет специального стажа периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 03.01.1996 по 07.01.1997, который имел место после 06 октября 1992 года.
Также правомерно не включены в подсчет специального стажа периоды нахождения истца в отпусках без сохранения содержания с 06.07.1988 по 05.08.1988, с 05.08.1991 по 17.08.1991, с 14.12.2011 по 15.12.2011, учитывая, что в указанные периоды отчисления в пенсионный фонд не производятся, включение данных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Поскольку специальный стаж истца по состоянию на 19.10.2020 с учетом периодов, включенных пенсионным органом (30 лет 3 месяца 17 дней) и спорных периодов, включенных судом (1 месяц 12 дней) составляет 30 лет 4 месяца 29 дней, то есть Арбуз О.В. имела специальный страховой стаж продолжительностью 30 лет по состоянию на 20.05.2020, при этом с учетом положений ч. 1 ст. 8, с. 22, п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца возникнет не ранее, чем через 1, 5 года после 20.05.2020, то есть не ранее, чем 20.11.2021, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Руководствуясь ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в разумных пределах в размере сумма
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Арбуз О.В. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" верно применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого правильно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы Арбуз О.В. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и отсутствие в связи с недостаточностью стажа оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы истца о том, что на 18.11.2019 страховой стаж истца по данным индивидуального лицевого счета составлял 30 лет 4 месяца 16 дней, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции о несоблюдении условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку право на назначение пенсии по основанию пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ поставлено в зависимость не от общего страхового стажа, а от стажа на соответствующих видах работ, который был выработан истцом, как верно определено судом, 20.05.2020.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, повторяют позицию сторон, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Арбуз Оксаны Васильевны и Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.