Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Климовой С.В, и судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А, при ведении протокола помощником судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес
на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес в части отказа во включении в стаж ФИО по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г, учебы с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г, службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес включить в стаж ФИО по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г, учебы с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г, службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес назначить ФИО досрочную страховую пенсию по старости с 21.04.2021 г.
установила:
ФИО обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес, мотивируя свои требования тем, что ответчиком ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, в связи с чем он просил решение ГУ-ГУ ПФР N по адрес об отказе в назначении досрочной страховой пенсии признать незаконным; включить в специальный стаж периоды работы с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г, период учебы с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г, период службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г. и обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес назначить ему досрочную страховую пенсию с 21.04.2021 г. - с момента обращения за ее назначением.
Стороны в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, об уважительности причин неявки не уведомили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 21.04.2021 г. ФИО обратился в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и адрес N 210000193499/490787/21 ФИО отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ. Как следует из решения ответчика, стаж на соответствующих видах работ определен - 3 года 9 месяцев 1 день, общий страховой стаж составил 37 лет 2 месяца.
При этом, из подсчета специального стажа были исключены периоды работы фио с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г. в тресте "Мосэлектромонтаж-2" в должности электромонтажника 3-го и 4-го разряда; период учебы Техническом училище N 18 адрес с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г, период службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пункт 109 (подпункт "з") Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, предусматривал включение в общий стаж работы периодов обучения в училищах и школах системы профессионально-технического образования (технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом, в силу абз. 14 пункта 109 названного Положения при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах, период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 указанного Положения служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении пенсии на льготных условиях периоды, указанные в подпунктах "и" и "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Разрешая заявленные требования и обязывая ответчика включить в подсчет специального стажа истца все требуемые им периоды, суд первой исходил из того, что занимаемая истцом в спорные периоды должность поименована в Списках, а периоды учебы и службы в армии предшествовали работе в тяжелых условиях или следовали за ней, в связи с чем подлежали учету.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд первой инстанции неправильно применил к спорным отношениям нормативные положения, устанавливающие возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости только тем лицам, которые проработали на работах в определенных должностях и в определенной сфере профессиональной деятельности.
Так, суд не учел, что в действовавшем в спорные периоды работы Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" должность "электромонтажник" не указана. Не поименована такая должность и в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в данном Списке указаны только "кессонщики-электромонтажники", "электромонтажники судовые", "электромонтажники" - в разделе "Транспорт" и "электромонтажники по кабельным сетям, постоянно занятые на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками" - в разделе "Общие профессии", однако, какие-либо доказательства того, что истец работал именно в указанных вредных условиях - электромонтажником по кабельным сетям и был постоянно занят на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, не имеется.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.д.).
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Как указано выше, в трудовой книжке истца и представленных справках его должность в спорные периоды была поименована как "электромонтажник"; по документам Специализированного управления N 51 треста "Мосэлектромонтаж-2" истец значился в должности электромонтажника 4-го разряда с 22.01.1985 г. (Приказ N 7-к от 21.01.1985 г.), переведен прорабом с 01.05.1987 г. (приказ N 52-к от 11.05.1987 г.), уволен с 03.05.1989 г. (приказ N 79-к от 03.05.1989 г.). По лицевым счетам на зарплату за 1985-1987 гг. значится в должности электромонтажника, за 1988-1989 гг. в должности прораба. Работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. Совмещения профессий не имел, административными и учебными отпусками не пользовался. СпУ-51 ликвидировано в результате банкротства в составе вышестоящей организации без правопреемника.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в п. 5 которого предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 3 раздела I Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями.
В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение и пенсии по старости.
У истца же отсутствуют такие документы, в материалы дела соответствующие доказательства осуществления работы в периоды с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г. во вредных условиях не представлены, и, с учетом изложенных обстоятельств, у суда не имелось оснований для включения данных периодов работы в должности "электромонтажник" в подсчет специального стажа истца.
Учитывая, что указанные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж, отсутствуют правовые основания и для включения в такой стаж периодов обучения с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г. и службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г, поскольку этим периодам не будет предшествовать или за ними следовать работа в тяжелых условиях, что необходимо для их включения в соответствии в приведенными правовыми положениями.
При отказе в удовлетворении иска в части включения периодов в подсчет специального стажа, у истца не образуется необходимый льготный стаж для досрочного назначения пенсии по старости, в связи с чем в этой части иск также удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ
определила:
Решение Симоновского районного суда адрес от дата, отменить, внести по делу новое решение, которым отказать ФИО в удовлетворении заявленных исковых требований к ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес о признании решения ГУ-ГУ ПФР N по адрес об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы с 20.07.1982 г. по 30.09.1982 г, с 04.01.1985 г. по 08.01.1985 г, с 22.01.1985 г. по 30.04.1987 г, периода учебы с 01.09.1981 г. по 14.07.1982 г, периода службы в армии с 13.10.1982 г. по 20.11.1984 г. и обязании ГУ-ГУ ПФР N по адрес назначить досрочную страховую пенсию с 21.04.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.