Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оськиной Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований О. - отказать.;
установила:
О. обратился в суд с иском к ответчику Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение государственно награды равнозначной медали "За боевые заслуги".
В обоснование заявленных требований истец О. указал, что является бывшим военнослужащим (майор запаса). Проходил военную службу в Вооруженных силах в период с 1 августа 1979 года по 5 июля 1996 года. В 1991 году командованием 641 гвардейского истребительного авиационного полка 4 дивизии противовоздушной обороны представлялся к награждению медалью "За боевые заслуги" за успешное выполнение заданий командования при несении боевого дежурства, в частности, за выполнение 37 вылетов с боевого дежурства на сопровождение иностранных боевых самолетов в 100 км зоне. Между тем, приказ о награждении медалью "За боевые заслуги" не издавался, фактически медаль не вручали. С целью реализации права на получение государственной награды- медали "За боевые заслуги", истец обратился с заявлением от 12.03.2021 в Министерство обороны Российской Федерации. Поскольку медаль "За боевые Заслуги" не вошла в наградную систему Российской Федерации, истец полагал, что для восстановления нарушенных прав единственно правильным способом будет признать его право на получение государственной награды равнозначной медали "За боевые заслуги".
Истец О. в судебное заседание при рассмотрении дела судом первой инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации фио иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного истца О. О, с учетом сообщения представителя истца фио об отсутствии у нее полномочий по доверенности с истекшим сроком действия и невозможности явки для участия в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы представителя истца и из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с Общим положением об орденах, медалях и почетных званиях СССР (далее - Общее положение), утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. N 360-Х "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях ОССШ медаль "За боевые заслуги" является государственной наградой СССР.
Статьей 4 Главы 1 Общего положения предусмотрено, что награждение орденами и медалями СССР, присвоение почетных званий СССР в соответствии с Конституцией СССР производится Президиумом Верховного Совета СССР.
В соответствии с подпунктом "б" статьи 89 Главы 4 раздела первого Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", гражданам, награжденным государственными наградами СССР и своевременно не получившим названные награды, обеспечивается их вручение.
Согласно статье 22 Главы VI Общего положения порядок возбуждения ходатайств о награждении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел, Комитета государственной безопасности СССР, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определяется соответственно Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности СССР.
Порядок возбуждения ходатайств о награждении в Министерстве обороны СССР был определен приказом Министра обороны СССР 1981 г. - N185 "О порядке представления к награждению орденами и медалями, присвоению почетных званий и вручению наград в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" (далее - Приказ N 185).
Согласно статей 25-27 раздела II Приказа N 185 наградные листы, составленные командирами и начальниками, имеющими право представлять подчиненных к награждению орденами и медалями СССР, направлялись для заключения соответствующим прямым начальникам. Главное управление кадров Министерства обороны СССР готовило проект указа Президиума Верховного Совета СССР и соответствующее представление Министерства обороны СССР на основании наградных листов, по которым принято положительное решение.
В соответствии с пунктом 30 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" руководители федеральных органов исполнительной власти вносят Президенту Российской Федерации представления о награждении граждан Российской Федерации - работников организаций в соответствии с отраслевой принадлежностью.
Согласно подпункту 28 статьи 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации.
Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 350 "Об утверждении Инструкции по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам награждения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации".
Согласно названному порядку:
подготовка ходатайств о награждении государственными наградами подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала (далее именуются - ходатайства о награждении) возлагается на командиров (начальников) от командира полка (корабля 1 ранга), им равных и выше, командиров отдельных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиров отдельных воинских частей, пользующихся дисциплинарной властью командира батальона (пункт 18);
для представления к награждению государственными наградами военнослужащих и лиц гражданского персонала в воинских частях в трех экземплярах оформляются наградные листы, если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами по государственным наградам Российской Федерации (пункт 19);
в наградном листе обязательно указываются вид государственной награды, соответствующий заслугам представляемого к награждению, подробная характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награждению и другие сведения в соответствии с имеющимися разделами наградного листа (пункт 20);
первый и второй экземпляры наградного листа направляются на рассмотрение прямым начальникам. Третий экземпляр наградного листа остается на хранении в воинской части (пункт 22);
в случаях нарушения порядка возбуждения ходатайств о награждении наградные листы возвращаются с указанием причин возврата и (или) для устранения недостатков и приведения в соответствие с установленными требованиями (пункт 22);
соответствующие прямые начальники в срок не позднее 7 дней поддерживают (или отклоняют) ходатайство о награждении, оформив свое решение записью в обоих экземплярах соответствующего раздела наградного листа (пункт 23);
ходатайства о награждении, составленные или поддержанные заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления Министерства обороны, а также дополнительные материалы и электронный (магнитный или цифровой) носитель информации с необходимыми сведениями для внесения в автоматизированную систему учета лиц, представляемых к награждению и награжденных государственными наградами, направляются в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (пункт 24);
в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации проверяется правильность заполнения наградных листов и готовится проект представления к награждению государственными наградами, который в установленном порядке вносится Президенту Российской Федерации. Вид государственной награды может быть изменен решением Министра обороны Российской Федерации (пункт 25);
ходатайства о награждении за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу возбуждаются в сроки не позднее одного месяца со времени проявленного отличия. При наличии причин и обстоятельств, препятствовавших возбуждению ходатайства о награждении государственной наградой за заслуги в месячный срок, к наградному листу приобщаются материалы с указанием этих причин и обстоятельств (пункт 26).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, истец О. в настоящее время майор в отставке, в период с 1 августа 1979 года по 5 июля 1996 года проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Истец О, в 1991 году командиром авиационного звена 641 гвардейского истребительного авиационного полка 4 дивизии противовоздушной обороны представлялся к награждению медалью "За боевые заслуги" за успешное выполнение заданий командования при несении боевого дежурства, в частности, за выполнение 37 вылетов с боевого дежурства на сопровождение иностранных боевых самолетов в 100 км зоне.
Однако представление осталось нереализованным.
26.02.2021г. обратился к ответчику с заявлением о принятии мер к реализации его права на получение государственной награды - медали "За боевые заслуги".
12 апреля 2021г. Министерство обороны Российской Федерации в ответ на заявление истца письмом N 173/3/1347п сообщил, что в результате изучения документов Центрального архива Министерства обороны РФ, сведений о награждении истца медалью "За боевые заслуги" не обнаружено и оснований положительного рассмотрения заявления истца о награждении медалью "За боевые заслуги" не имеется.
В Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации не поступало соответствующего ходатайства о награждении О. О, поддержанное в установленном законом порядке заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления Министерства обороны.
Заявлением от 26.02.2021г. истец обратился в Комиссию при Президенте РФ по государственным наградам с просьбой принять меры к реализации права на получение государственной награды медали "За боевые заслуги". В ответ на указанное обращение, истцу также сообщено, что обращение направлено для рассмотрения в Министерство обороны Российской Федерации.
Истец считает бездействие ответчика ошибочным, основанным на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку медаль "За боевые Заслуги" не вошла в наградную систему Российской Федерации, и для восстановления его нарушенных прав единственно правильным способом в данном случае будет признать право на получение государственной награды равнозначной медали "За боевые заслуги".
Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Так, в возражениях на исковое заявление представитель Министерства обороны Российской Федерации, указывает, что согласно сведениям, поступившим из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в имеющейся на хранении картотеке сведений о награждении О., паспортные данные, медалью "За боевые заслуги" не значится. Учитывая изложенное, утверждение истца о том, что в связи с не реализацией наградного листа его права были нарушены, не основываются на действовавшем в 1991 году законодательстве. При этом возбуждение ходатайств о награждении подчиненного личного состава и внесение представления является правом соответствующих должностных лиц, а не их обязанностью.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь приведенными выше положениями закона, подзаконных актов, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска фио, исходя из того, что действующим на период 1991 года Порядком возбуждения ходатайств о награждении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел, Комитета государственной безопасности СССР, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел определяется соответственно Министерством обороны СССР, так и действующим Порядком возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами Российской Федерации не предусмотрено безусловной обязанности награждения, а равно возбуждения указанного ходатайства перед Президентом Российской Федерации, а в 1991 году - перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют архивные сведения о награждении О... медалью "За боевые заслуги" на основании наградных листов, по которым было принято положительное решение в установленном законом порядке, действующем в соответствующий период времени.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты.
С учетом приведенного правового регулирования представления к награждению государственными наградами, сам факт наличия представления (ходатайства) командира авиационного звена 641 гвардейского истребительного авиационного полка 4 дивизии противовоздушной обороны о том, что О. достоин награждения медалью "За боевые заслуги" за успешное выполнение заданий командования при несении боевого дежурства, не устанавливает право истца О... на награждение медалью "За боевые заслуги" и об обоснованности его иска к Министерству обороны Российской Федерации не свидетельствует. Данных о том, что по представлению (ходатайству) командира в отношении О... по результатам согласования было принято положительное заключение материалы дела не содержат.
Доводы истца О... о том, что поскольку медаль "За боевые Заслуги" не вошла в наградную систему Российской Федерации, и для восстановления его нарушенных прав единственно правильным способом в данном случае будет признать право на получение государственной награды равнозначной медали "За боевые заслуги", несостоятельны, поскольку отсутствующее право не может быть восстановлено. Как следует из материалов дела, Главным управлением Министерства обороны Российской Федерации проводится проверка архивов, подтверждающих награждение военнослужащих и свидетельствующих о том, что заслуженные награды им не вручались. В отношении О... сведений о награждении его государственной наградой не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и фактически основаны на несогласии истца с существом вынесенного решения, что само по себе не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.