Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ипатовым С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Я... на решение Мещанского районного суда города Москвы от 3 февраля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Я. к Военному комиссариату города Москвы об обязании произвести единовременную денежную выплату взыскании судебных расходов - отказать.;
установила:
Я. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату города Москвы, просил суд обязать ответчика произвести единовременную денежную выплату в размере сумма, установленную Указом Президента РФ от 24 августа 2021 г. N 487 "О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан, получающих пенсию", взыскать с ответчика оплаченную при подаче иска госпошлину, расходы по оплате юридических услуг в размере сумма, почтовые расходы сумма
В обоснование заявленных требований истец Я. указал, что с 2014 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, назначенной по месту жительства в республике Хакасия, с октября 2018 года проживает в Москве и получал пенсию через Военный комиссариат г. Москвы. С августа 2020 года по семейным обстоятельствам истец решилпереехать в Республику Беларусь, для чего обратился к ответчику с заявлением о прекращении выплаты пенсии и направлении пенсионного дела по новому месту жительства в Республике Беларусь, однако не остался там для постоянного проживания и вернулся в Российскую Федерацию. С заявлением о возобновлении ежемесячной выплаты пенсии не обращался, желал получить пенсионные накопления позднее единой суммой для крупной покупки. Однако ответчиком необоснованно отказано в причитающейся ему как пенсионеру единовременной денежной выплате сумма, несмотря на то, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Москвы.
Истец Я. в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции иск поддержал, представитель ответчика фио иск не признал, пояснил о том, что с заявлением о постановке на пенсионный учет по месту жительства в г. Москве и выплате пенсии истец не обращался.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных истца, ответчиков, третьих лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Я., представителя ответчика фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления, по доводам апелляционной жалобы не имеется, ввиду следующего.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Я. состоял на пенсионном учете лиц, уволенных с военной службы в военном комиссариате Республики Хакасия, а с октября 2018 г. по 20 августа 2020 г. - в военном комиссариате города Москвы.
Указ Президента РФ от 24 августа 2021 г. N 487 "О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан, получающих пенсию" предусматривает единовременную выплату в размере сумма военным пенсионерам и пенсионерами правоохранительных органов, состоявших на пенсионном обеспечении 31.08.2021.
В силу ч. 1 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
По правилам п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В силу ч. 12 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионеры несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Согласно п. 2 указанного Положения военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствия с пп. 39 п. 17 главы II указанного Положения основными задачами военных комиссариатов, в числе прочего, является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н, предусмотрена возможность приостановления и прекращения выплаты пенсии пенсионным органом в соответствии с пенсионным законодательством, а также возобновление и восстановление выплаты пенсии при устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления и прекращения выплаты пенсии.
Так, пунктом 53 Правил N 885н определено, что при смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера.
Правилами N 885н и подлежащими в силу ст. 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления и прекращения выплаты пенсии пенсионным органом в соответствии с пенсионным законодательством, а также возобновление и восстановление выплаты пенсии при устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления и прекращения выплаты пенсии.
Пунктами 73-83 Правил N 885н определено, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
По правилам п. 3 ст. 24 Федерального закона от 25 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.
Разрешая спор, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции на основе совокупной оценки представленных сторонами доказательств, руководствуясь приведенными положениями закона, исходил из того, что общий порядок назначения и выплаты пенсии, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, носит заявительный характер и предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации. Из представленных документов следует, что 20.08.2020 истец обратился к ответчику с заявлением от 30.07.2020 о прекращении начисления и выплате военной пенсии с 01.08.2020 в связи с переездом в Республику Беларусь. Заявлений от истца о возобновлении пенсионного обеспечения в городе Москве ответчику не поступало. Истец ошибочно приравнивает воинский и пенсионный учет.
В письме ответчика от 13.09.2021 N АГ-45461/2 истцу указано на невозможность выплаты требуемой суммы в сумма по тем основаниям, что на дату, указанную в Указе Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. N 487 он не являлся получателем пенсии в военном комиссариате города Москвы, как не является и до настоящего времени, истцу предложено представить в военный комиссариат заявление о возобновлении выплаты пенсии, а также реквизиты расчетного счета для перечисления денежных средств.
Воинский учет осуществляется по основаниям, предусмотренным Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719.
В Положении о воинском учете отсутствуют нормы о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, также как в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 отсутствуют нормы, регламентирующие воинский учет лиц, уволенных с военной службы.
В силу п. 1 ст. 53 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяющей предельный возраст воинского учета, гражданин, уволенный с военной службы, может состоять на воинском и на пенсионном учете одновременно, а может состоять только на пенсионном учете, по причине того, что при достижении определенного возраста гражданин снимается с воинского учета - для старших офицеров запаса этот возраст составляет 60-65 лет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные Я... требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Обжалуемые истцом действия ответчика обоснованы имеющимся у ответчика заявлением истца о прекращении выплаты пенсии и направлении пенсионного дела в Республику Беларусь по новому месту жительства. Для реализации права на пенсионное обеспечение, рассмотрении вопроса о возможности получении единовременной выплаты, следует обратиться с заявлением в Военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания для постановки на пенсионный учет. Доводы истца о наличии между сторонами иных судебных споров не изменяют установленный законом порядок постановки на пенсионный учет, возобновления или восстановления выплаты пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера на основании его заявления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца о том, что за воинский учет несет ответственность Военный комиссариат г. Москвы и его структурные подразделения, а также доводы истца о том, что он, несмотря на заявление о прекращении выплаты пенсии и направлении дела в Республику Беларусь, фактически не менял место жительства и место пребывания повторяют доводы иска, сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 августа 2021 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.