Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио на решение Симоновского районного суда города Москвы от 22 февраля 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области от 16.11.2021 в части невключения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Н. в календарном исчислении с 13.05.2002 по 08.06.2002, в льготном исчислении 1 день за 2 дня с 20.03.2020 по 01.04.2020.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Н. в календарном исчислении с 13.05.2002 по 08.06.2002, в льготном исчислении 1 день за 2 дня с 20.03.2020 по 01.04.2020.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Н. досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022.
В остальной части иска отказать.;
установила:
Н Н. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, просила обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в календарном исчислении период прохождения курсов повышения квалификации с 13.05.2002 по 08.06.2002, в льготном исчислении 1 день за 2 дня с 01.01.2020 по 01.04.2020- период работы в должности фельдшера бригады скорой помощи как медицинскому работнику, оказывавшему медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.01.2022. В обоснование заявленных требований истец Н. указала, что ответчиком ей незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика фио, поддержавшей доводы поданной апелляционной жалобы, объяснения истца Н., возражавшей против апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионные органы, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29.04.2021 Н. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 16.11.2021 Н... отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права.
Согласно оспариваемому истцом решению пенсионного органа, бесспорно установлен стаж истца на соответствующих видах работ 30 лет 5 месяцев 27 дней, ИПК 165, 278. Согласно решению ответчика, право на досрочную пенсию по старости возникает у Н... с 02.05.2022.
В стаж истца на соответствующих видах работ, в том числе, включены периоды:
с 05.10.2011 по 01.04.2020 - фельдшер скорой медицинской помощи в ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" (в календарном исчислении);
с 02.04.2020 по 30.09.2020- фельдшер скорой медицинской помощи (на период организации качественного и своевременного оказания медицинской помощи пациентам с диагнозом коронавирусной инфекции covid-19) в ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" (в льготном исчислении 1 день за 2 дня).
Из подсчета стажа истца на соответствующих видах работ исключен период:
с 13.05.2002 по 08.06.2002 - направление на курсы усовершенствования труда, так как указанные отвлечения не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Истец Н, обращаясь в суд, полагала, что стаж лечебной деятельности, определенный ответчиком, не соответствует фактическому, право на назначение досрочной пенсии возникло ранее.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно архивной справке от 29.06.2021 N 19-15/273, Н. в период работы в Домодедовской центральной районной больнице в должности фельдшера ССМП на основании приказа от 07.05.2002 N 185 была направлена на усовершенствование квалификации в РМАПО с 13.05.2002 по 08.06.2002 на цикл по теме "Лечебное дело".
Разрешая требование истца об обязании ответчика включить в подсчет стажа лечебной деятельности периода прохождения курса повышения квалификации, и установив, что в период с 13.05.2002 по 08.06.2002 истец направлялась на курсы повышения квалификации, суд пришел к выводу о возможности включения данных периодов в подсчет специального стажа, учитывая, что во время обучения истец не прерывал трудовых отношений с работодателем, числился в штате работников ему начислялась заработная плата, при этом повышение квалификации является обязательным условием выполнения его работы. Из материалов дела следует, что рассматриваемые спорные периоды обучения истца приходились на периоды работы, учтенные пенсионным органом в подсчет специального стажа истца в бесспорном порядке.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" установлено, что день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях считается как 2 дня.
Судом первой инстанции установлено и следует из справки работодателя ГБУЗ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" ДЗМ от 14.05.2021 N 158/ок, что Н. паспортные данные работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы. В период с 01.01.2013 по 31.03.2020 работала в должности фельдшера выездной бригады СМП, с 01.04.2020 (пр. N 265/ДВ от 24.03.2020) по настоящее время работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады СМП. С 01.01.2013 по настоящее время работает полный рабочий день, на полную рабочую неделю, с оплатой труда за фактически отработанное время. С 20.03.2020 по 30.09.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию covid-19" день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию covid-19 - как 2 дня.
В указанный период отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком, учебный отпуск, донорский дни не предоставлялись, направлялась на курсы повышения квалификации с 15.03.2016 по 25.04.2016, с 22.03.2021 по 16.04.2021.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным включить в специальный стаж истца в календарном исчислении период прохождения курсов повышения квалификации с 13.05.2002 по 08.06.2002, в льготном исчислении 1 день за 2 дня период работы, связанной с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией covid-19 с 20.03.2020 по 01.04.2020.
С учетом указанных периодов работы специальный страховой стаж истца по состоянию на 29.04.2021 составил 30 лет 7 месяцев 7 дней.
Суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный страховой стаж в льготном исчислении 1 день за 2 дня период с 01.01.2020 по 19.03.2020, поскольку истцом не представлено доказательств осуществления в указанный период медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией covid-19.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Поскольку по состоянию на 29.04.2021 стаж истца на соответствующих работах составил ((30-05-27)+(00-01-20)=) 30 лет 7 месяцев 17 дней, суд, с учетом положений ч. 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", находит подлежащими удовлетворению требование истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022, а не с 26.01.2022, как просит истец.
Согласно положениям п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного и исходя из того, что специальный стаж истца Н., требуемый для досрочного назначения пенсии, достиг необходимой продолжительности 30 лет 12.09.2020 года, что дает истцу право на получение пенсии по старости досрочно с применением положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с применением положений Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, по правилам приобретения права на пенсию в 2020 году, то есть не ранее чем, через 1 год и 6 месяцев, что учтено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для льготного исчисления периода работы истца с 01.01.2020 по 19.03.2020 обоснованными не являются, поскольку судом в удовлетворении данной части требований истца отказано.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны позиции, изложенной им в письменных возражениях на иск, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.