Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Дегтеревой О.В, и судей Рачиной К.А, Климовой С.В, при помощнике судьи Анцифирове В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Лавреновой... на решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 мая 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лавреновой... к УСЗН ЮВАО города Москвы о признании решения об отказе в присвоении статуса жителя города Москвы, достигшего возраста 55 лет, обязании принять решение о присвоении данного статуса - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Лавренова В.Б. обратилась в суд с иском к УСЗН ЮВАО города Москвы, в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать незаконным решение N 070300655343 от 28 декабря 2021 года об отказе в присвоении ей статуса жителя города Москвы, достигшего возраста 55 лет, в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки, обязать принять в трехдневный срок решение о присвоении данного статуса, с учетом страхового стажа 18 лет 1 месяц 22 дня.
В обоснование требований Лавренова В.Б. ссылалась на то, что достигла возраста 55 лет, в связи с чем 25.12.2021 года путем подачи электронного заявления через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы она обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о присвоении статуса жителя города Москвы. 29 декабря 2021 года была уведомлена о том, что решением ОСЗН района Люблино города Москвы отказано в предоставлении государственной функции, поскольку продолжительность страхового стажа у истца составляет 10 лет, при требуемом 12 лет. С данным решением истец не согласна, поскольку на момент ее обращения с заявлением, ее страховой стаж составляет 18 лет 1 месяц и 22 дня, поскольку с 10 ноября 1998 года истец зарегистрирована в качестве Индивидуального предпринимателя и только с 08 января 2019 года применяется в предпринимательской деятельности специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В период деятельности в качестве ИП с 10 ноября 1998 года по 31 декабря 2018 года истцу начислялись страховые взносы, которые она должна была оплачивать, с учетом ее страхового стажа полагает необходимым и достаточным условием оказания государственной услуги (функции) по присвоению истцу статуса жителя города Москвы.
Представитель истца Лавренов Г.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчиков по доверенности Лукина Н.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Лавренова В.Б. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии Лавренова В.Б. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Лукиной Н.Ю, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 декабря 2021 года Лавренова В.Б. обратилась в ОСЗН района Люблино города Москвы с электронным заявлением о предоставлении ей государственной функции "определение статуса жителям города Москвы, достигшим возраста 55 лет для женщины или 60 лет для мужчины в целях предоставления им мер социальной поддержки (Закон города Москвы N 19)" через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
В рамках рассмотрения заявления Лавреновой В.Б. о присвоении ей статуса жителя города Москвы в целях получения ею мер социальной поддержки, ОСЗН района Люблино с использованием межведомственного информационного взаимодействия получены сведения Пенсионного фонда РФ о наличии у истца страхового стажа продолжительностью 10 лет 00 месяцев 00 дней.
Решением ОСЗН района Люблино города Москвы N 70300655343 от 28 декабря 2021 года Лавреновой В.Б. отказано в предоставлении государственной функции определения статуса жителям города Москвы, достигшим возраста 55 лет для женщин или 60 лет для мужчин в целях предоставления им мер социальной поддержки, поскольку по сведениям Пенсионного фонда РФ страховой стаж составляет 10 лет, заявителю рекомендовано обратиться в Пенсионный орган с имеющимися документами, подтверждающими факт работы или иную деятельность.
Согласно заявлению Лавреновой В.Б. звания "Ветеран труда" или "Ветеран военной службы" ей не присваивались.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости установлена Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28, 12.2013 N 400-ФЗ (ст.8 и Приложение 3) в 2021 году составляла 12 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Закона города Москвы от 26 сентября 2018 г. N19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения", Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что решение ОСЗН района Люблино города Москвы об отказе в предоставлении государственной функции N 70300655343 от 28 декабря 2021 года является законным и не подлежащим отмене, поскольку порядок принятия и рассмотрения заявления Лавреновой В.Б. нарушен не был, достаточный страховой стаж истцом подтвержден не был.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствие с ч. 1 ст. 1 Закона города Москвы от 26 сентября 2018 года N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" жителям города Москвы, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки.
В целях обеспечения предоставления дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом города Москвы от 26 сентября 2018 года N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" разработан Порядок присвоения гражданам статуса в целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом города Москвы от 26 сентября 2018 г. N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения" (далее - Порядок), которым определены правила обращения граждан, имеющих место жительства в городе Москве, за присвоением статуса в целях предоставления указанных дополнительных мер социальной поддержки в соответствующих информационных системах города Москвы, порядок рассмотрения заявлений о присвоении статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки.
В силу с п. 1.2 Порядка, соответствующий статус в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки присваивается гражданам, имеющим место жительства в городе Москве, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, у которых на день обращения за присвоением статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки имеется страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, либо имеется звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы".
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости определена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Приложение N 3) и на 2021 год составляла 12 лет.
Гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, статус в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки присваивает управление социальной защиты населения города Москвы по месту жительства гражданина в городе Москве (далее - УСЗН города Москвы) на основании заявления о присвоении статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки (далее - заявление о присвоении статуса), подаваемого исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (п. 1.4 Порядка).
Пунктами 2.6, 2.6.2 Порядка установлено, что сведения о наличии у заявителя страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, УСЗН города Москвы получает с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве, иных информационных систем и информационных ресурсов.
Одним из оснований для отказа в присвоении статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки является отсутствие права на присвоение статуса в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки (п.п. 3.6, 3.6.4 Порядка).
В результате межведомственного информационного взаимодействия из Пенсионного фонда Российской Федерации 27.12.2021, ответчиком получена информация о наличии у Лавреновой В.Б. страхового стажа 10 лет, что менее требуемого Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2021 году, при этом доводы истца о том, что ее страховой стаж составил 18 лет 1 месяц 22 дня, выпиской из индивидуального лицевого счета и сведениями пенсионного органа, в суде первой инстанции подтвержден не был.
Также предлагаемый истцом механизм самостоятельного расчета продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом города Москвы от 26.09.2018 N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения", не основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ст. 5 Закона N 400-ФЗ). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (ст.14 Закона N 400-ФЗ). Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Исходя из изложенного, действующим законодательством на органы социальной защиты населения не возложены полномочия по подсчету страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, поэтому доводы жалобы о неправильном исчислении ее страхового стажа, а также не привлечении к участию в деле пенсионного органа, к отмене решения не влекут, поскольку истец не лишена возможности корректировки страхового стажа с учетом периодов выполнения работы как индивидуального предпринимателя и обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правомерными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, надлежащей оценки представленных по делу доказательств и сделаны при правильно установленных обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а поэтому не может служить основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лавреновой В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.