Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Леоновой С.В.
судей фио и фио
при помощнике судьи Симоновой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леоновой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Тверского районного суда адрес от 09 декабря 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Николаева Алексея Николаевича к ГУ МВД России по адрес о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете отказать.
УСТАНОВИЛА:
Николаев А.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по адрес, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МВД России по адрес от 08 июня 2021г. о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, распоряжение ГУ МВД России по адрес от 09 июня 2021 г. об утверждении решения жилищной комиссии, обязании восстановить на учете.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности - Маляренко А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Николаев А.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца фио по доверенности фио, представителей ответчиков по доверенностям Маляренко А.В. и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Из материалов дела следует, что решением жилищной-бытовой комиссии УВД адрес от 08.04.2003 г. Николаев А.Н. принят на учет по улучшению жилищных условий с семьей из 4-х человек (он, мать фио, сестра фио, сын сестры фио) зарегистрированных в трехкомнатной квартире по адресу адрес общей площадью 58, 5 кв.м.
Истец с 1988 г. состоит в зарегистрированном браке с фио, которая зарегистрирована совместно со своей матерью фио и детьми фиои фио в трехкомнатной квартире по адресу адрес. адрес, общей площадью 74, 30 кв.м.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по адрес от 08 июня 2021г. Николаев А.Н. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п.п. 24, 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.
Жилищной комиссией установлено, что Николаев А.Н. зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 58, 3 кв.м, предоставленной по договору социального найма, расположенной по адресу: адрес, в которой также зарегистрированы 5 человек: мать, сестра, трое сыновей сестры: паспортные данные (с 27 июля 1989г.), паспортные данные (с 23 мая 2016г.), паспортные данные (с 02 июля 2018г.)
Супруга Николаева А.Н. зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 74, 3 кв.м, предоставленной по договору социального найма, расположенной по адресу: адрес, в которой также зарегистрированы 3 человека: сын, паспортные данные, дочь паспортные данные, мать супруги. В период с 20 апреля 1984г. в данном жилом помещении был зарегистрирован также отец супруги, который умер 26 января 2018г.
Принимая решение о снятии фио с учета на получение единовременной социальной выплаты, жилищная комиссия пришла к выводу о том, что обеспеченность общей жилой площадью на каждого члена семьи в период с 07 февраля 2018г. по 02 июля 2018г. составляла более 15 кв.м. ((74, 3/4+58, 3/5)/2).
Проверяя доводы истца о неправомерном снятии с учета, суд верно исходил из того, что право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м).
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (Правила).
В соответствии с п. 8 Правил при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно пп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил).
Судом установлено, что документы об изменении жилищных условий Николаевым А.Н. были предоставлены в жилищную комиссию лишь 18 мая 2021г, данными документами подтверждаются выводы жилищной комиссии об обеспеченности общей жилой площадью на каждого члена семьи фио (он и супруга) в период с 07 февраля 2018г. по 02 июля 2018г. более 15 кв.м. из расчета ((74, 3/4+58, 3/5)/2), в связи с чем суд пришел к выводу, что у комиссии имелись основания для снятия фио с учета на получение единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований фио о признании незаконным оспариваемого решения жилищной комиссии, распоряжения ГУ МВД России об утверждении решения жилищной комиссии, обязании восстановить на учете.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что к спорным правоотношениям жилищные условия его супруги не применимы, при определении уровня его обеспеченности жильем, не должна учитываться жилая площадь его супруги фио по адресу адрес, которая на учет совместно с ним поставлена не была, проживает в ином жилом помещении, в связи с чем, Николаев А.Н. имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты по Федеральному закону от 19.07.2011 N 247-ФЗ, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, в силу чего основанием для отмены постановленного решения служить не могут.
Как верно учтено судом, в соответствии с ч. ч. 1, 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно п. 27 данных Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле, включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (п. 29).
Круг лиц, относящихся к совместно проживающим с сотрудником членам его семьи, на момент подачи рапорта и принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотруднику органов внутренних дел определяется в соответствии с нормами ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, в соответствии с которыми членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, в силу ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона, считаются в том числе супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
Применительно к конкретной ситуации и с учетом перечисленных норм права, нуждаемость семьи истца в составе, указанном им при постановке на учет, необходимо было определять исходя из совокупности жилых помещений, принадлежащих членам его семьи, независимо от того, кто из них в каком жилом помещении зарегистрирован. Факт регистрации истца и его супруги по разным адресам сам по себе не свидетельствовал о раздельном проживании супругов, имеющих на дату принятия истца на учет двух несовершеннолетних детей.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, влекущих отмену решения, судебной коллегией по делу не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального подтверждения в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 09 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.