Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В., судей фио, фио, при помощнике Клочкове П.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца ... фио на решение Пресненского районного суда адрес от 27 сентября 2021 года, в редакции определения того же суда от 31 мая 2022 года об исправлении описки, которым постановлено:
в удовлетворении иска... А.В. к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, третьи лица: МВД РФ, Федеральное казначейство, о взыскании выплаты, материальной помощи на основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - отказать,
УСТАНОВИЛА:
... А.В. обратился в суд с к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о взыскании выплаты, материальной помощи гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433, и просил взыскать в свою пользу недоплаченную сумму в размере сумма, проценты за просрочку исполнения обязательства в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Требования мотивированы тем, что в период действия Постановления Правительства РФ N 433 от 03 апреля 2020 года истец находился в Австралии с 09 марта 2020 года по 14 мая 2020 года и не имел возможности вернуться на адрес, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Истец намеревался вернуться в Москву 28 марта 2020 года, вылетев из Австралии 26 марта 2020 года, однако в связи с отменой обратного рейса Брисбен-Сингапур, истец вернулся на адрес 16 мая 2020 года. Истцом было подано заявление N 742333114 от 05 апреля 2020 года через портал "Госуслуги" об оказании социальной помощи. Социальная помощь ему была оказана и составила сумму в размере сумма, однако из расчета того, что истец провел за границей 52 календарных дня, сумма должна была составлять сумма. Истец обратился с заявлением в МИД России об осуществлении выплаты оставшейся суммы в размере сумма, однако в ответ получил отказ в выплате.
Истец... А.В. в заседание суда первой инстанции не явился, обеспечил явку представителя по доверенности... Е.Н, которая в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что все необходимые документы для выплаты были приложены к заявлению, отказ МИД России в предоставлении полного размера социальной помощи является незаконным.
Представитель ответчика МИД РФ по доверенности фио в заседании суда первой инстанции полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по доверенности фио в заседании суда первой инстанции полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Представители третьих лиц МВД России, Федерального казначейства РФ в заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец... А.В. и просит его отменить по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы не признала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Кроме того, информация о слушании дела является общедоступной, содержится на сайте Московского городского суда, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции", было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п.п. 1, 2 указанного Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на адрес в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 года по 31 мая 2020 года, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных, дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе иди о прекращении помощи.
В силу п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с п. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг истец... Алексей Владиславович подал заявление N 742333114 от 05 апреля 2020 года в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление... А.В. N 742333114 от 05 апреля 2020 года поступило из Минкомсвязи России 06 апреля 2020 года письмом от 05 апреля 2020 года N ОП-П24-070-8274дсп. Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" поступили из ГИАЦ МВД России 07 апреля 2020 года, письмом N 34/8-9170 от 06 апреля 2020 года.
Комиссия МИД России приняла решение об оказании социальной поддержки, истец был включен в списки на оказание социальной помощи с 07 апреля 2020 года по 23 апреля 2020 года. Выплаты были произведены из расчета с даты проездного документа на дату возращения в Российскую Федерацию, указанную в заявлении - 28 марта 2020 года, в сумме сумма.
Однако 24 апреля 2020 года по результатам проверочных мероприятий Комиссией МИД России, в соответствии с п. 6 Положения, было принято решение о прекращении помощи в связи с отсутствуем в составе материалов, полученных из Минкомсвязи России, сканов-образов документа, удостоверяющего личность заявителя, наличие которого являлось обязательным согласно форме заявления.
По данным Пограничной службы ФСБ России, истец прибыл на адрес 15 мая 2020 года. В этой связи, ограничения, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации 16 марта 2020 года N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений", касались въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с адрес, а также граждан адрес. Тем самым, въезд российских граждан на адрес с адрес указанным распоряжением ограничен не был.
Также судом установлено, что в соответствии с пунктом 7 Положения, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации исполнило все требования в отношении заявлений истца об оказании социальной помощи, а именно: информация, внесенная в электронную форму заявления, передана в МИД России письмом от 05 апреля 2020 года N ОП-П24-070-8274дсп, а также направлено уведомление от 12 мая 2020 года, истцу о принятии специальной комиссией МИД России решении.
В ходе судебного разбирательства представитель МИД России пояснил, что в выгрузке данных из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации скан-образы загранпаспорта не были прикреплены. Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по данному поводу пояснил, что все происходило автоматизировано.
Таким образом, МИД России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации действовали исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433.
Отказывая в удовлетворении исковых требований... фио, предъявленных к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о взыскании выплаты, материальной помощи на основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, исходил из того, что выплаты не были произведены за все дни нахождения истца за границей обоснованно, так как, исходя из Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433, социальная помощь являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом, при этом учел, что согласно постановлению, оно предусматривало оказание социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Суд учел, что соответственно, по возвращению в РФ гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Также суд указал, что в силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на адрес. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на адрес не допускается. При этом внесение изменений в п. 2 Положения с 29 мая 2020 года только подтверждает, что помощь оказывается исключительно лицам, находящимся территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что и так следовало из наименования социальной помощи (поддержки) с самого начала действия Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433.
Суд принял во внимание, что вернувшись в Российскую Федерацию, истец утратил основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства РФ, при этом на момент рассмотрения заявления истца не установлено, что со стороны МИД России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было допущено нарушение процедуры рассмотрения заявления истца.
При таких обстоятельствах, суд не нашел оснований для взыскания в пользу истца выплаты по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03 апреля 2020 года, поскольку истец не является в настоящее время лицом, которому положена выплата, Постановление Правительства РФ N 433 от 03 апреля 2020 года прекратило своей действие, и действующее законодательство не предусматривает данную выплату и не устанавливает возможность применения данного Постановления после его отмены.
Учитывая положения ч. 1 ст. 395 ГК РФ, разъяснения абз. 2 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд, указав, что отношения, сложившиеся в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 433, под регулирование ст.395 ГК РФ не подпадают, не нашел законных оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными и обоснованными, и не находит оснований для отмены принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие прикрепленных скан-образов документов, удостоверяющих личность истца ввиду осуществления процессов выгрузки данных в автоматизированном режиме не могут являться основанием для нарушения прав истца, которому материальная помощь полагается в соответствии с изданным Правительством РФ нормативным актом не опровергают вывода суда об отсутствии оснований для признании за истцом права на получение денежных средств по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, учитывая, что социальная помощь по данному Постановлению Правительства РФ являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Согласно постановлению, оно предусматривало оказание "социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции". По возвращению в РФ гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, поскольку он утрачивает статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющего возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Истец вернулся в Российскую Федерацию и не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 г. Более того, 30.06.2020 г. указанное Постановление прекратило свое действие, и действующее законодательство не предусматривает данную выплату и не устанавливает возможность применения указанного Постановления после его отмены.
Ссылка в жалобе на наличие в решении суда описки в указании отчества истца, не может являться основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку это обстоятельство на существо спора не влияет, при этом на основании ст. 200 ГПК РФ допущенные судом первой инстанции описки были устранены судом первой инстанции в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 27 сентября 2021 года, в редакции определения того же суда от 31 мая 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца... фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.