Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мухортых Е.Н, судей фио, фио, при помощнике Юдиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи фио по апелляционной жалобе истца Куулара О.Н. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио Омака Николаевича к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда отказать,
УСТАНОВИЛА:
Куулар О.Н. обратился в суд с иском к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма, причиненного в связи с ненадлежащими условиями содержания при длительном этапировании с 15.04.2019 по 25.08.2019 и с 15.12.2019 по 18.04.2020 в обе стороны из ФКУ ИК-9 УФСИН России по адрес в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес и обратно.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Куулар О.Н. по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Куулар О.Н, паспортные данные, осужден к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Конвоирование Куулар О.Н. осуществлялось караулами, назначенными от ФКУ ОК УФСИН России по адрес и ФКУ ИК-9 УФСИН России по адрес.
15.04.2019 осужденный фио был принят под охрану встречного караула и конвоирован на адрес, где был сдан плановому караулу по железнодорожному маршруту N122 "Рубцовск-Барнаул-Новосибирск". На всем пути следования до адрес конвоировался в большой камере специального автомобиля типа "АЗ" на базе марка автомобиля совместно с 6 осужденными аналогичного режима содержания, которая в соответствии с техническим паспортом спецавтомобиля имеет норму посадки на 15 человек. Общее время в пути следования от адрес до ИК-9 УФСИН России по адрес составило 20 минут.
17.08.2019 Куулар О.Н. был принят под охрану встречного караула от планового караула по железнодорожному маршруту N120 "Новосибирск-Бийск-Рубцовск-Карасук" для конвоирования в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес. На всем пути следования встречного караула до СИЗО-1 истец конвоировался в большой камере спецавтомобиля совместно с 8 осужденными аналогичного режима содержания. Общее время в пути от адрес до СИЗО-1 составило 25 минут.
24.08.2019 в период конвоирования из ФКУ СИЗО-1 до адрес встречным караулом конвоировался в спецавтомобиле в большой камере совместно с 13 осужденными аналогичного режима содержания.
25.08.2019 Куулар О.Н. был принят под охрану встречного караула, назначенного от ФКУ ИК-9, от планового караула по железнодорожному маршруту N120. На всем пути следования встречного караула до ИК-9 конвоировался в большой камере совместно с 10 осужденными.
15.12.2019 осужденный Куулар О.Н. был принят под охрану встречного караула и сдан плановому караулу по железнодорожному маршруту N122 для конвоирования в СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес. На всем пути конвоировался в большой камере совместно с 5 осужденными.
27.03.2020 Куулар О.Н. был принят под охрану встречного караула, назначенного от ФКУ ИК-9, от планового караула по железнодорожному маршруту N120. На всем пути следования встречного караула до СИЗО-1 конвоировался в большой камере спецавтомобиля совместно с 8 осужденными аналогичного режима содержания.
18.04.2020 в период конвоирования из ФКУ СИЗО-1 до адрес Куулар О.Н. конвоировался встречным караулом от ФКУ ОК и был сдан плановому караулу по железнодорожному маршруту N120, передвигался в большой камере спецавтомобиля совместно с 7 осужденными аналогичного режима содержания. 18.04.2020 прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по адрес.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Согласно п.167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп
нормы размещения конвоируемых лиц до 09.02.2018 составляли: в большие камеры специальных вагонов по 12 человек, в малые камеры до 6 человек. Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу N ГКПИ11-1774 от 24.01.2012 данные нормы были признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ от 09.02.2018 N 26дсп/85дсп нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах уменьшены и составляют: по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые камеры.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12. Наличие поручней в камерах специальных вагонов не предусмотрено конструктивными особенностями.
Общее освещение специальных вагонов состоит из 8 (10) светильников
(с лампами накаливания или комбинированных), оснащенных лампами накаливания мощностью по 40 Ватт, люминесцентными лампами дневного света мощностью по 40 Ватт или светодиодными лампами до 60 Ватт каждая. Светильники расположены в коридорах специальных вагонов напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу, в том числе в вечернее время. фио того, в коридорах специальных вагонов имеются по 7 (8) застекленных оконных проемов размером: высота - 100 см, ширина - 115 см.
В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой
с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Заявитель в пути следования имел возможность разместить свои личные вещи
под нижним ярусом полок камер специальных вагонов (в больших камерах габариты свободного пространства для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м с каждой стороны камеры; в малых камерах: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0, 51 куб. м).
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Малая камера специального вагона (размеры: ширина - 100 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения (на нижней полке), нижняя полка может быть использована как спальное место.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. фио того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда в пути следования заявителя в коридорах специальных вагонов периодически открывались окна для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (пункт 214 Инструкции).
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника
с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц, в том числе заявителя, в туалет по прибытии
в специальные вагоны и в пути следования производился по требованию, без ограничений по времени, в порядке очередности по одному человеку. Согласно пункту 229 Инструкции в период нахождения в туалете осужденного мужчины часовой обязан вести за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь.
Выдача горячей воды в специальных вагонах осуществлялась не менее
3 раз в сутки согласного графикам выдачи, утвержденным начальниками территориальных органов ФСИН России, от которых назначались караулы по конвоированию; в целях соблюдения мер безопасности ее температура составляла около 60°С, питьевую воду выдавали заявителю по его просьбе без ограничений.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013
N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма
и последствий потребления табака" курение в спецтранспорте запрещено.
В камерах спецтранспорта для осужденных размещены соответствующие знаки о запрете курения. После окончания посадки осужденных в спецтранспорт до их сведения доводится информация о запрете курения табака и административной ответственности, а также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования в обязательном порядке при приеме осужденных проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у спецконтингента изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения осужденными
в спецтранспорте начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания с фиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу осужденного.
Специальные автомобили оборудованы отопительной системой
"Планар 44Д-12, Планар 8Д-24". Указанная система обеспечивала подачу теплого воздуха в кузов специального автомобиля, где находились осужденные, в том числе осужденный Куулар О.Н, а также личный состав караула. Производительность отопителя обеспечивала постоянную температуру от + 18° С до + 20° фио того, в специальных автомобилях присутствует система принудительной вентиляции. Вентиляция рабочего салона осуществляется через аварийно-вентиляционный люк
в крыше помещения караула, вентиляционные лючки и систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции, установленную в общих камерах в виде двух накрышных вентиляторов 02-2450-12 V производительностью 850 м3/час каждый. Система вентиляции соответствует требованиям Межгосударственному стандарту ГОСТ 30593-2015 "Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.06.2016, N 708-ст.
В соответствии с п. 197 Инструкции при конвоировании по плановым автодорожным маршрутам через каждые 2-3 часа делаются остановки для отправления конвоируемыми и лицами караула своих естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения учреждений УИС, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану конвоируемых лиц. фио того, специальные автомобили оборудованы биотуалетами, в соответствии с правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. С просьбами о выводе в туалет, осужденный Куулар О.Н, к составу караулов не обращался.
Согласно п. 172 Инструкции осужденным и лицам, содержащимся под стражей, разрешается иметь при себе предметы и вещи, указанные в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, в том числе и средства личной гигиены. Согласно действующим нормативным правовым актам выдача постельных принадлежностей конвоируемым лицам не предусмотрена.
Согласно п. 175 Инструкции питьевой водой осужденные и лица, содержащиеся под стражей, при плановом конвоировании по железнодорожным маршрутам обеспечиваются караулом по потребности, также осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой. Порядок выдачи горячей воды определяется начальником территориального органа ФСИН России с учетом требований нормативных документов и отражаются в плане охраны. Горячая вода осужденным и лица, содержащиеся под стражей, выдается с соблюдением мер безопасности примерно 60 градусов, которая сохраняет за собой способности гидратации сублимированных продуктов. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для контроля ее температуры. Согласно действующим нормативным правовым актам осужденные обеспечиваются трехразовым питанием, в связи с этим в период конвоирования горячая вода для заваривания чая выдается три раза в сутки.
Согласно требованиям главы VIII к приказу ФСИН России от 02.09.2016 N696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых
и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы
в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования. На каждого осужденного или группу осужденных, отправляемых из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, выписывается аттестат на продовольствие. Аттестат на продовольствие вручается начальнику караула под роспись на копии аттестата, которая остается в учреждении уголовно-исполнительной системы и приобщается к копии попутного списка.
На путь следования органом-отправителем истец был обеспечен индивидуальным рационом питания, продукты, содержащиеся в индивидуальном рационе питания, готовы к употреблению и не требуют гидратации и подогрева.
Согласно п. 218-219 Инструкции лица, принятые для конвоирования, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания - досмотру, личный обыск в учреждениях проводится в специально оборудованных комнатах для проведения обысков, в специальном вагоне личный обыск производится в свободных камерах, а при их отсутствии в коридоре спецвагона. В соответствии с приказом Минюста РФ от 20.03.2015 N 64-дсп, личный обыск подразделяется на: полный- с полным раздеванием обыскиваемого лица, и неполный- когда лицу предлагается снять лишь верхнюю одежду и обувь, в свою очередь полный обыск проводится при приеме лиц, подлежащих конвоированию.
Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека, пытка - умышленное, как правило, на протяжении непродолжительного периода причинение человеку физических, психических и моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание - умышленное причинение лицу физических, психических и моральных страданий без какой-либо цели. Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальном автомобиле, специальном вагоне при соблюдении установленных норм размещения, указанных в пункте 167 Инструкции, само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.
При опросах осужденного Куулара О.Н. во время приема для конвоирования, в пути следовании в спецвагоне и при сдаче встречному караулу жалоб и претензий
к сотрудникам караула по конвоированию он не высказывал.
Учитывая изложенное, нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок конвоирования, а также нарушений прав и законных интересов заявителя сотрудниками караулов по конвоированию, назначенных от учреждений территориальных органов ФСИН России, судом не выявлено.
Конвоирование истца осуществлялось в строгом соответствии с Инструкцией
по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом МЮ РФ/ МВД РФ от 24.05.2006 N199дсп/369дсп.
Отказывая в удовлетворении требований истца, руководствуясь положениями ст. ст. 151, 1064, 1069, 1100 ГК РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд исходил из того, что истец не привел относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников ФСИН России и причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием), а также причинения ему вреда или пережитых страданий для подтверждения права на компенсацию морального вреда в результате предполагаемых незаконных действий; из представленных суду доказательств данные обстоятельства не следуют.
Вместе с тем, обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным или моральным вредом.
Поскольку факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц государственного органа и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, не установлена, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам и доказательствам истца, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец этапировался по незаконно возбужденному уголовному делу, следовательно само по себе этапирование является незаконным, не могут быть предметом оценки судебной коллегии, поскольку не являются основанием иска.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.