Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре И.Ю. Колесниковой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Зюзинского районного суда адрес от 15 октября 2021 года по административному делу по административному иску фио к Зюзинскому ОСП ГУФССП России по Москве, судебному приставу-исполнителю того же отдела фио о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства, постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении жалобы, обязании предпринять меры к исполнению решения суда,
УСТАНОВИЛА:
А.С. Якимов обратился в суд с административным иском к Зюзинскому ОСП ГУФССП России по Москве, судебному приставу-исполнителю того же отдела фио о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства, постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении жалобы, обязании предпринять меры к исполнению решения суда, полагая, что судебным приставом-исполнителем не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о фактическом исполнении требований исполнительного документа о восстановлении на работе. А.С. Якимов обжаловал в порядке подчиненности действия судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства, однако его жалоба была рассмотрена лицом, чьи действия обжаловались.
Решением Зюзинского районного суда адрес от 15 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
В заседание судебной коллегии явился А.С. Якимов, просил решение суда отменить.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, заинтересованного лица, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены.
Судом установлено, что в производстве Зюзинского ОСП с 25 декабря 2020 года велось исполнительное производство N... ИП в отношении должника ООО "Фармпрепараты" по поводу восстановления фио на работе в должности помощника юриста.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 10 июня 2021 года исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Не согласившись с указанным постановлением, взыскатель обратился с жалобой на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Постановлением судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 3 августа 2021 года отказано в отмене постановления об окончании исполнительного производства.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что исполнительное производство окончено правомерно, оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N229-ФЗ), который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из названного выше Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 г. N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 названного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из постановления от 10 июня 2021 года об окончании исполнительного производства N... ИП в отношении должника ООО "Фармпрепараты" не следует, что судебный пристав-исполнитель по состоянию на 10 июня 2021 года располагал сведениями об исполнении решения суда, так как окончание исполнительного производства мотивировано взысканием денежных средств, в то время как исполнительный документ содержал иные требования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебный пристав-исполнитель, не установив фактическое исполнение требований исполнительного документа, пришел к ошибочному выводу об окончании исполнительного производства.
Нельзя согласиться и с выводом суда первой инстанции о законности постановления судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 3 августа 2021 года, принятого по жалобе взыскателя.
Согласно части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статей 122, 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов подается в письменной форме в течение десяти дней со дня вынесения постановления, в письменной форме.
Частью 1 статьи 123 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу, не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу (части 6 статьи 123 Закона об исполнительном производстве).
Эти требования закона судебным приставом-исполнителем фио не соблюдены, так как он, установив, что оспаривается принятое им же постановление об окончании исполнительного производства, не был правомочен рассматривать жалобу.
Также ошибочным является вывод суда о пропуске срока на обращение в суд, предусмотренный частью 3 статьи 219 КАС РФ, поскольку об окончании исполнительного производства А.С. Якимов узнал 13 июля 2021 года на приеме у судебного пристава-исполнителя, 22 июля 2021 года он обратился с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности, которая не была рассмотрена надлежащим образом.
Также доказано административным истцом, что не пропущен срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 3 августа 2021 года, принятого по жалобе взыскателя, так как административный иск подан в суд в установленный срок 8 августа 2021 года.
Действия судебного пристава не соответствовали целям и задачам, преследуемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и нарушили право взыскателя на принудительного исполнения судебного акта.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Зюзинского районного суда адрес от 15 октября 2021 года отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 10 июня 2021 года об окончании исполнительного производстваN... ИП в отношении должника ООО "Фармпрепараты".
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 3 августа 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы.
Признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП УФССП России по адрес, обязав судебного пристава-исполнителя, возобновить исполнительное производство и совершить действия, направленные на выполнение требований исполнительного документа.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.