Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, О.В. Гордеевой, при секретаре О.В. Сергеевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Р.О. Кудревского по доверенности фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Р.О. Кудревского к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское, Московской городской избирательной комиссии об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Крылатское на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Крылатское по многомандатному избирательному округу N2.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Крылатское от 25 июля 2022 г. N9/ суммаО. Кудревскому отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2.
Административный истец Р.О. Кудревский просил суд признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидата, поскольку все подписи, собранные в поддержку кандидата являются достоверными
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское по доверенности фио возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель Московской городской избирательной комиссии по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, паспортные данные представил в избирательную комиссию документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское по многомандатному избирательному округу N2.
15 июля 2022 года им были представлены документы для регистрации: подписные листы, содержащие 31 подписей избирателей в 1 папке на 31 листах; протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе; первый финансовый отчет на 2 листах; справка ПАО СБЕРБАНК от 15 июля 2022 г. о подтверждении наличия по состоянию на 15 июля 2022 г. действующего специального избирательного счета с указанием остатка на 1 листе.
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское от 23 июня 2022 года N 4/5 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей необходимое для регистрации кандидата по данному многомандатному округу составляет 27 подписей.
Рабочей группой для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское проверено 31 подпись избирателей, В ходе проверки подписей избирателей, было установлено, что в подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Р.О. Кудревского, графа "Подписной лист удостоверяю" не заполнена.
Поскольку подписные листы не были заверены подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и в них не были внесены сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, рабочей группой были признаны недействительными все подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Р.О. Кудревским.
Крылатское от 25 июля 2022 г. N9/ суммаО. Кудревскому отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Крылатское в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 1 августа 2022 года жалоба Р.О. Кудревского на вышеуказанное решение избирательной комиссии оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции установил, что подписные листы не были заверены подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и в них не были внесены сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, что повлекло недействительность собранных подписей в поддержку кандидата.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно части 14 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата), уполномоченным представителем избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов), которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
На основании п.8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п.п. "д").
В силу требований п. 12 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, обязанного при его заверении собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также поставить свою подпись и дату ее внесения.
На основании п.п. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Исходя из этого п. 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов: недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (п.п. "з") (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О, от 25 мая 2017 года N 1010-О).
Федеральный закон N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований п.п. 12 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат в депутаты обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Закон допускает, что кандидат в депутаты может являться лицом, осуществляющим сбор подписей, однако это не освобождает его от обязанности указать сведения как в графе, фиксирующей личность кандидата, так и личность лица, удостоверяющего подписной лист.
Согласно п.5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы административного истца эти законоположения не учитывают.
Суд первой инстанции проверил, что оспариваемые решения приняты на правомочных заседаниях избирательной комиссии необходимым для принятия такого рода решений количеством голосов, принимая обжалуемые решения избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Крылатское, Московская городская избирательная комиссия, в соответствии с положениями ч.12 статьи 21, п.6, ч.7 статьи 86 Избирательного кодекса города Москвы, действовали в пределах возложенных на них полномочий и руководствуясь нормами действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что двойное заверение кандидатом подписных листов является чрезмерным и незаконным требованием, подлежит отклонению судебной коллегией, так как данное утверждение основано на неправильном толковании норм материального права. Части 14 и 15 Избирательного кодекса города Москвы содержат однозначные требования к заверению подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, и кандидатом. Буквальное толкование этих норм права не позволяет судебной коллегии прийти к выводам, которые делает податель апелляционной жалобы.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.