Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио
при секретаре Щербаковой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-50/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 1 марта 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Лукьянова Николая Владимировича к ОАТИ адрес о признании действия бездействием, обязании возбудить административное дело в отношении ГБУ адрес и навести порядок во дворе дома 53 по адрес - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Лукьянов Н.В. обратился в суд с административным иском к Объединению административно-технических инспекций адрес (далее - адресМосквы) о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер в отношении ГБУ "Жилищник адрес, обязании возбудить административное дело в отношении ГБУ "Жилищник адрес по статье 8.10 Кодекса адрес об административных правонарушениях. Требования административного истца мотивированы тем, что он проживает по адресу: адрес, ответственным за уборку придомовой территории и подъезда является ГБУ "Жилищник адрес. В связи с тем, что придомовая территория не убирается, он обращался в ОАТИ адрес, просил привлечь ГБУ "Жилищник адрес к административной ответственности, 25.08.2021 года и 27.08.2021 года получил ответы на обращения, которые не свидетельствуют о том, что его жалобы были рассмотрены, виновное лицо привлечено к ответственности, данными ответами нарушены права административного истца.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика фио иск не признала.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом дана неправильная оценка всем собранным по делу доказательствам, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика ОАТИ адрес по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 той же статьи установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 того же Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что 19.08.2021 года в ОАТИ зарегистрировано обращение фио от 19.08.2021 года о возбуждении административного дела в отношении ГБУ "Жилищник адрес в соответствии с Законом адрес от 21.11.2007 N 45 "Кодекса адрес об административных правонарушениях" по факту нарушения правил санитарного содержании территорий.
25.08.2021 и 27.08.2021 года исполняющим обязанности заместителем начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес дан письменный ответ по существу поставленных в обращении фио вопросов, направленный по адресу электронной почты, указанной в обращении.
25.08.2021 и 27.08.2021 года заместителем начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий фио были вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ГБУ "Жилищник адрес.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, не установив незаконного бездействия ОАТИ адрес.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Объединение административно-технических инспекций адрес (далее - Объединение) является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющее полномочия в соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций адрес", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП (ред. от 05.07.2022)(Далее Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения в функции ОАТИ адрес входит региональный государственный контроль в сфере благоустройства в адрес.
В рамках возложенный на нее полномочий ОАТИ адрес государственный контроль в сфере благоустройства в адрес за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися правообладателями и/или фактическими пользователями объектов (элементов объектов) благоустройства, либо осуществляющими проведение работ по благоустройству, земляных и иных работ на объектах (элементах объектов) благоустройства, гражданами норм, правил и требований, установленных законами адрес и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами адрес в области благоустройства адрес(пункт 4.3.1 Положения); осуществляет полномочия по вопросам, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях"(пункт 4.2.16).
Постановлением Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП "О ведомственном контроле в области благоустройства в адрес" утвержден Порядок осуществления ведомственного контроля в области благоустройства в адрес.
Согласно пункта 1.1 постановления Порядок осуществления ведомственного контроля в области благоустройства в адрес (далее - Порядок) регулирует деятельность по проведению контроля за соблюдением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в адрес правил и технологий производства работ, оказания услуг, создания товара в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (иным договорам) в области благоустройства, заключенным органами исполнительной власти адрес, государственными учреждениями адрес, а также в рамках осуществления государственными учреждениями адрес, государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) адрес деятельности в области благоустройства (далее - ведомственный контроль).
В силу пункта 1.2 постановления ведомственный контроль осуществляется органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных учреждений адрес, при осуществлении указанными государственными учреждениями адрес деятельности в области благоустройства(пункт 1.2.1); органом исполнительной власти адрес, государственным учреждением адрес, выполняющими функции заказчика в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (иным договорам) в области благоустройства (пункт 1.2.2), Объединением административно-технических инспекций адрес (далее - Объединение) и Государственным казенным учреждением адрес технологии управления" (далее - ГКУ "Новые технологии управления") в соответствии с настоящим Порядком(п. 1.2.3).
Объектами контроля, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, являются работы по созданию, содержанию и облагораживанию объектов (элементов объектов) благоустройства, результаты выполнения таких работ, проводимые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (иным договорам) в области благоустройства, заключенным органами исполнительной власти адрес, государственными учреждениями адрес, а также в рамках осуществления государственными учреждениями адрес, государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) адрес деятельности в области благоустройства(пункт 1.8).
Согласно пункту 2.1.1 Порядка при проведении ведомственного контроля в форме визуальных обследований объектов контроля с выходом на территорию: Уполномоченные должностные лица Объединения выполняют следующие действия: определяют состав работ, подлежащих контролю; определяют на местности объекты (элементы объектов) благоустройства, в отношении которых выполняются работы, подлежащие контролю; проводят визуальную оценку соблюдения правил и технологий в области благоустройства; осуществляют отбор проб и образцов готовой продукции (конструктивных слоев дорожных покрытий), материалов, используемых для устройства конструктивных слоев дорожных покрытий; осуществляют лабораторные испытания проб и образцов готовой продукции (конструктивных слоев дорожных покрытий), материалов, используемых для устройства дорожных покрытий.
Взаимодействие органов исполнительной власти адрес, государственных учреждений адрес, государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) адрес, в том числе в части направления предписаний, осуществляется в порядке, определенном регламентом, утвержденным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства адрес, Объединением административно-технических инспекций адрес, Государственной жилищной инспекцией адрес и согласованным ГКУ "Новые технологии управления"(пункт 3.2.3 Порядка).
В силу пункта 3.3.2 Порядка орган исполнительной власти адрес, государственное учреждение адрес, выполняющие функции государственного заказчика при осуществлении закупки работ (услуг) в области благоустройства в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: обеспечивает устранение нарушений правил и технологий в области благоустройства; осуществляет применение к исполнителю работ мер финансового воздействия в виде применения удержания, взыскания неустойки в соответствии с условиями заключенного государственного контракта; обеспечивает осуществление иных мероприятий, направленных на недопущение возникновения нарушений правил и технологий.
Согласно пункту 3.4 Порядка при обнаружении Объединением в рамках осуществления ведомственного контроля обстоятельств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения в области благоустройства, Объединение осуществляет привлечение к административной ответственности исполнителя работ в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, примененных мер воздействия.
Реализуя возложенные на ОАТИ адрес полномочия с целью проверки доводов заявителя о неудовлетворительной уборке территории по адресу: адрес, Инспекцией осуществлен выход на территорию, в ходе которого факты, изложенные в обращении фио, подтвердились, выявлено наличие опавшей листвы на тротуарах и проездах, наличие ям и выбоин на асфальтовом покрытии.
В рамках межведомственного взаимодействия ОАТИ адрес по результатам рассмотрения обращений административного истца информация о выявленных нарушениях направлена заказчику работ - Префектуре адрес для принятия соответствующих мер воздействия.
Принимая во внимание, что обращения административного истца были рассмотрены в рамках компетенции ОАТИ адрес, информация направлена для принятия мер воздействия заказчику работ, а привлечение к административной ответственности возможно при установлении доказанного факта правонарушения, требующего принятия соответствующих мер, суд пришел к обоснованному выводу о том, что незаконного бездействия адрес Москвы не допущено.
Судебная коллегия отмечает, что 18.11.2021 года заместителем начальника ОАТИ адрес фио было рассмотрено заявление фио о привлечении адрес Москвы "Жилищник адрес к административной ответственности, однако в действиях привлечении адрес Москвы "Жилищник адрес состава административного правонарушения обнаружено не было, аналогичные определения вынесены 25.08.2021 года и 27.08.2021 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца, не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, административный истец о судебном заседании, назначенном на 1 марта 2022 года, был извещен надлежащим образом судебной повесткой, направленной по адресу, указанному в административном исковом заявлении, (л.д.89), однако в судебное заседание Лукьянов Н.В. не явился, в связи с чем в силу статей 150, 152 КАС РФ суд вправе был рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие административного истца.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что направление его обращения в префектуру адрес является нарушением порядка рассмотрения обращений граждан РФ, воспроизводят обстоятельства, на которые он ссылался в обоснование заявленных им требований и которые в соответствии с положениями статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда адрес от 1 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.