Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Сергеевой О.В., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1380/2022 по апелляционной жалобе административного истца Тереховой А.А. на решение Преображенского районного суда адрес 11 августа 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Тереховой Аллы Анатольевны к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 об отмене и признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 31.07.2022 года о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов Халезова Евгения Сергеевича - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Терехова А.А, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 31.07.2022 г N 13/1, которым Халезов Е.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2, мотивировав требования тем, что кандидат не указал организацию, осуществляющую образовательную деятельность, год ее окончания, реквизиты документа об образовании и о квалификации, не представил копию диплома об образовании и квалификации, впоследствии, уточнив данные об образовании, представил недостоверные сведения. Кроме того фио предоставил информацию о месте жительства, не соответствующую действительности.
Административный истец Терехова А.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Канева А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Халезов Е.С, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Терехова А.А, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Тереховой А.А, действующего на основании ордера адвоката фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным по правилам, предусмотренным ст.ст. 150-152 КАС РФ, рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ данным Федеральным законом, имеющим прямое действие и применяемым на всей адрес, определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На основании части 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 этого федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
На основании подп. в.2 п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 3.2 ч. 20 ст. 37 адрес кодекса Москвы отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматривается вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных подпунктами 2 и 3 ст. 33 настоящего ФЗ, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Как усматривается из материалов дела, решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 года N 3/5-8 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Совета депутатов адрес от 21.06.2022 года N 08/01 на 11.09.2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес, данное решение опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 28.07.2022 г. N 10/28 в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования в адрес - адрес зарегистрирована Терехова А.А, выдвинутая Региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия ЯБЛОКО" в адрес.
18.07.2022 года кандидат Халезов Е.С. подал документы о самовыдвижении в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, в заявлении в Избирательную комиссию в графе образование Халезов Е.С. указал "среднее специальное", документ, подтверждающий образование представлен не был.
19.07.2022 года Халезовым Е.С. в Избирательную комиссию представлено заявление, которым кандидат внес уточнение в заявление о согласии баллотироваться в части уточнения информации о профессиональном образовании, указав, что профессионального образования не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из права кандидата на внесение изменений и уточнений в ранее поданные данные о себе.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, они основаны на выборочном толковании норм, регулирующих право кандидата вносить уточнение в заявление о согласии баллотироваться.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Положения данной статьи предусматривают, что кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы и сведения о нем, то есть восполнить недостающие данные. В заявлении о согласии баллотироваться Халезов Е.С. представлял информацию о том, что обладает средним специальным образованием. Соответственно, данную информацию кандидат имел возможность уточнить и дополнить указанием на организацию, осуществляющую образовательную деятельность, годом ее окончания и реквизитами документа об образовании и полученной квалификации. Напротив, в уточняющем заявлении кандидат Халезов Е.С. в Избирательную комиссию представил прямо противоположные сведения - об отсутствии профессионального образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Принимая во внимание, что в Избирательную комиссию в заявлении о согласии баллотироваться Халезовым Е.С. при указании наличия среднего специального образования не указаны сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность, год ее окончания и реквизиты документа об образовании и о квалификации, не представлен документ, подтверждающий данные сведения, в соответствии с подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имелись основания для отказа в регистрации кандидата. При этом, исходя из положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, представление прямо противоположных сведений не является уточнением заявления кандидата, а потому не может служить уточнением ранее поданных сведений об образовании.
При таком положении решение суда на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 31.07.2022 года о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов Халезова Е.С.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 11 августа 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования Тереховой А.А. удовлетворить, признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес по многомандатному избирательному округу N 2 от 31.07.2022 года о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов Халезова Е.С.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.