Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей О.В. Гордеевой, А.В. Тиханской, при секретаре О.В. Сергеевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца А.Ю. Сидоренко на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска А.Ю. Сидоренко к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Свиблово о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Свиблово на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу N2.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Свиблово от 3 августа 2022 г. N11/1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 А.Ю. Сидоренко, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Административный истец А.Ю. Сидоренко, просил суд признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидата, поскольку предоставил достаточное количество подписей для своего выдвижения.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе А.Ю. Сидоренко ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии А.Ю. Сидоренко доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Свиблово по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Решением Совета депутатов муниципального округа Свиблово от 21 июня 2022 года N8/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Свиблово на 11 сентября 2022 года.
24 июня 2022 года указанное решение Совета депутатов муниципального округа Свиблово опубликовано в Вестнике Московской городской избирательной комиссии.
Следовательно, с указанного времени информация о назначении выборов находится в открытом доступе как в периодическом издании в средствах массовой информации, так и на официальных сайтах муниципального округа в сети интернет, с которой, все заинтересованные лица имеют возможность беспрепятственно ознакомиться.
23 июля 2022 года А.Ю. Сидоренко представил в избирательную комиссию документы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию гражданами, реализующими пассивное избирательное право, на этапе выдвижения кандидатов, в том числе заявление кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу N 2.
24 июля 2022 года А.Ю. Сидоренко в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Свиблово поданы документы для регистрации: подписные листы, содержащие 23 подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет, о чем свидетельствует письменное подтверждение.
Из протокола об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово по многомандатному избирательному округу N 2 от 28 июля 2022 года следует, что 23 подписи избирателей, признаны недействительными по основаниям п. 1 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы и 3 подписи признаны недействительными по основаниям п. 6 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы, избирательной комиссией сделан вывод о том, что количество представленных достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата.
Согласно решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Свиблово от 21 июня 2022 года N 2/6 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 2, составляет 19 подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Свиблово от 3 августа 2022 г. N11/1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 А.Ю. Сидоренко, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения должен осуществляться со дня опубликования решения о назначении выборов депутатов, то есть 24 июня 2022 года, а последним днем 30-дневного срока сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата считается 23 июля 2022 года, так как при исчислении срока применяются правил пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ первым днем тридцатидневного срока для сбора подписей является день официального опубликования решения о назначении выборов. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о законности решения избирательной комиссии от 3 августа 2022 г. N11/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Свиблово в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 А.Ю. Сидоренко, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 33 настоящего Кодекса, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В силу части 8 указанной статьи документы, указанные в частях 1, 1.1, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично.
Согласно п. 9 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом (п. 1 ст. 37 названного Федерального закона).
Статьей 20 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" установлено, что выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Настоящий Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N38-ФЗ применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поскольку порядок сбора подписей урегулирован законодательством г. Москвы, суд руководствовался законом города Москвы N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и соответствующими нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Часть 1 стать 29 Избирательного кодекса города Москвы определяет период сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно названной норме права выдвижение кандидатов на должность Мэра Москвы, муниципальных списков кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения данных кандидатов, муниципальных списков кандидатов и реализации иных форм поддержки их выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Согласно ч. 2 ст. 29 Избирательного кодекса города Москвы выдвижение кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам начинается не ранее дня официального опубликования соответствующей схемы избирательных округов. Предусмотренное настоящей частью выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку их выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Установление порядка исчисления сроков нормами законодательства о выборах подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N1074-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 15 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Согласно ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса города Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы, среди прочего, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей).
Недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей (ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы).
Аналогичная норма предусмотрена пп. "а" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство не позволяет учитывать подписи избирателей, выдвинувших кандидата, после истечения установленного законом срока для их сбора, так как это свидетельствует о нарушении условий и порядка выдвижения кандидата, ставит его в неравное положение с другими кандидатами, нарушая принцип равенства кандидатов, провозглашенный законодательством о выборах.
Эти положения закон доводы апелляционной жалобы А.Ю. Сидоренко не учитывают.
При этом следует учитывать, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Свиблово от 25 июня 2022 года N 3/3
утверждён календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Свиблово, в соответствии с которым до всех заинтересованных лиц доведена информация, что предоставление документов о выдвижении кандидата должно быть осуществлено до 18:00 часов 23 июля 2022 года, а предоставление документов о сборе подписей
избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в срок не позднее 24 июля 2022 года.
Административным истцом срок предоставление документов о сборе подписей
избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата не был соблюден, так как часть 3 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы предусматривает, что подписи в поддержку выдвижения кандидата на выборах в органы местного самоуправления могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, то есть на следующий день после подачи документов на выдвижение кандидатов.
В такой ситуации, А.Ю. Сидоренко мог собирать подписи в свою поддержку 23 июля 2022 года, только если бы подал в избирательную комиссию заявление о своем выдвижении 22 июля 2022 года.
Однако установленный законом порядок сбора подписей кандидатом не был соблюден, что не позволяло избирательной комиссией учитывать подписи избирателей, в поддержку данного кандидата.
На основании изложенного, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.