Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Михайловой Р.Б, Смолиной Ю.М, при секретаре Алексееве М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карезиной... к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из Реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-68/2022)
по апелляционной жалобе представителя административного истца адвоката Аршиновой В.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 18 января 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца адвоката фио, возражения представителя Минюста России по доверенности Майорова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, в котором просила признать незаконным распоряжение от 29 сентября 2021 года о признании ее иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации о ней в Реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр); обязать административного ответчика исключить сведения о ней из Реестра.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что распоряжение не соответствует Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является политически мотивированным. Как полагала административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, в отношении нее допускается дискриминация, она не получал иностранного финансирования для создания или распространения сообщений и материалов.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 18 января 2022 года в удовлетворении административных требований Карезиной И.П. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности Майорова А.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Карезиной И.П. требований; обоснованно исходил из того, что утверждения административного истца о нарушении законодательства при принятии оспариваемого распоряжения, не нашли своего объективного подтверждения.
Такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация (письмо от 26.08.2021) о получении Карезиной И.П. денежных средств из иностранных источников (на счета административного истца, открытые в ПАО "Сбербанк", поступило 13.11.2020, 04.03.2021, 02.04.2021 г.г. 4 операциями сумма от Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" (ОГРН 1137799000041, включен 28.10.2020 в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) в качестве перечисления вознаграждения по гражданско-правовому договору; 03.12.2019, 12.12.2019, 20.12.2019 - 3 операциями сумма от фио (паспорт иностранного гражданина А1153423); 03.12.2019, 12.12.2019, 20.12.2019, 29.01.2020, 31.01.2020, 03.02.2020, 05.02.2020 8 операциями сумма от фио (паспорт иностранного гражданина FH310312)).
Также установлено, что в Минюст России из Роскомнадзора (письмо от 30.08.2021) поступили сведения о том, что фио является координатором движения в защиту прав избирателей "Голос" в Московской области; участником межрегионального общественного движения наблюдателей "Сонар". фио размещает свои публикации на сайте общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос". Видеолекции Карезиной И.П. о наблюдении за ходом голосования размещаются на "Youtube"-канале "Голос. За честные выборы" (https://www.youtube.com/watch?v=VD5Lt4i8tRc, количество подписчиков ? около 3, 2 тыс. человек). Административный истец ведет страницы в социальных сетях: "Facebook", "Twitter", "ВКонтакте" (контент не обновляется с августа 2020 года). За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен 1 факт распространения Карезиной И.П. материалов иностранного средства массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", выполняющего функции иностранного агента - "Надо же, верующий митрополит!" (https://www.facebook.com/inna.karezina/ posts/3224176611035223). Содержится ссылка на репост материала "Радио Свобода" (15.08.2020).
29.09.2021г. Минюстом России принято распоряжение N 1086-р о включении Карезиной И.П. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которое предварительно (21.09.2021 г.) было согласовано с МИД России.
30.09.2021г. Минюстом России почтой направлено административному истцу уведомление N11-115636/21 о принятом распоряжении.
Информация о включении административного истца в Реестр также была в указанное время размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Минюста России.
В соответствии с частью третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к физическому лицу, распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
В соответствии с частями 6 и 7 указанной статьи Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Применительно к изложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; оно принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ; законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов; оснований не доверять сообщениям Роскомнадзора и Росфинмониторинга относительно Карезиной И.П. не имеется; фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Согласно части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст
России.
Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; они полностью соответствуют существующему правопорядку; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона на территории Российской Федерации административный истец не освобожден, даже если полагает их для себя чрезмерными.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; административный истец ошибочно распространяет на рассматриваемые правоотношения нормы законодательства об обработке персональных данных.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ; вопреки аргументам в апелляционной жалобе, нарушений ст.ст. 62 и 70 КАС РФ не допущено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что административный ответчик не располагает сведениями о получении административным истцом денежных средств от иностранных источников, являются несостоятельными, учитывая, поступившие в Минюст России сведения из Федеральной службы по финансовому мониторингу (письмо от 26.08.2021г.), оснований не доверять которым не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; вопреки аргументам апелляционной жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ, что подтверждается его содержанием.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены; нарушения принципов административного судопроизводства (равноправия и состязательности сторон) не допущено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который принят в соответствии с нормами материального и процессуального права. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца адвоката Аршиновой В.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.