Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, фио Гордеевой, фио, при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе А.И.Кочетовой на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2021 года, которым постановлено: отказать Кочетовой Анне Ивановне в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения, обязании осуществить государственный кадастровый учет
УСТАНОВИЛА:
А.И.Кочетова обратилась в суд с указанным выше административным иском к Росреестру по г. Москве, полагая незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав жилого дома с кадастровым номером 77:20:0020441:112, расположенного по адресу: город Москва, поселение Рязановское, СНТ "Ёлочка", владение 57, строение 1, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, возникших в результате его реконструкции.
В обоснование требований указала, что обратилась в Росреестр г. Москвы с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости в связи с проведением реконструкции жилого дома, представив все необходимые документы. 16.03.2020 года Росреестр г. Москвы принял решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту изменений объекта недвижимости по причине: сведения об объекте индивидуального жилищного строительства должны указываться в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларация об объекте недвижимости, отсутствие в регистрирующем органе уведомления от Комитета государственного строительного надзора города Москвы об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. 01.07.2020 года Росреестром г. Москвы принято решение об отказе в государственном кадастровом учёте объекта недвижимости, с которым не согласна.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласилась А.И.Кочетова и представила апелляционную жалобу.
Административный истец А.И.Кочетова в судебном заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав А.И.Кочетову, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Установлено, что А.И.Кочетова 07.03.2020 года обратилась через МФЦ района Южное Бутово с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости в связи с проведением реконструкции жилого дома с кадастровым номером 77:20:0020441:112, расположенного по адресу: город Москва, поселение Рязановское, СНТ "Ёлочка", владение 57, строение 1.
К заявлением приложила следующие документы: технический план задания от 04.03.2020 года с приложениями, а именно декларация об объекте недвижимости N б/н от 02.08.2019 года выдан (составлен) заказчиком, уведомление о планируемой реконструкции ОКС N 09-УС-5415/19-(0)-1 от 06.09.2019 года, выдан (составлен) правообладателем объекта недвижимости, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о реконструкции N 09-УС-5415/19-(0)-1 от 17.09.2019 года выдан (составлен) Мосгосстройнадзором, уведомление об окончании реконструкции ОКС N 09-УС-2208/19-(0)-1 от 07.10.2019 года, выдан (составлен) правообладателем объекта недвижимости, уведомление о соответствии реконструированного ОКС N 09-УС-2208/19-(0)-1 от 11.10.2019 года, выдан (составлен) Мосгосстройнадзором, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (ОКС) N 99/2019/275811154 от 01.08.2019 года, выдан (составлен) ФГИС ЕГРН, выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) N 99/2019/275811160 от 01.08.2019 года, выдан (составлен) ФГИС ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права серия 77-АО N 524928 от 26.07.2013 года, выдан (составлен) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, свидетельство о государственной регистрации права серия 77-АО N 524717 от 02.08.2013 года, выдан (составлен) Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, согласие на обработку персональных данных N б/н от 15.07.2019 года, выдан (составлен) заказчиком кадастровых работ правообладателем, чертеж задание N б/н от 02.08.2019 года, выдан (составлен) кадастровым инженером, план этажей N б/н от 02.08.2019 года выдан (составлен) кадастровым инженером, выписка из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-19-70708272 от 02.08.2019 года, выдан (составлен) ФНС России, выписка из каталога координат пунктов ОГС г..Москвы N б/н от 10.06.2018 года выдан (составлен) ГБУ "Мосгоргеотрест", свидетельство о поверке N
0295450 от 18.07.2019 года выдан (составлен) ООО "Автопрогресс -М", свидетельство о поверке N 0300415 от 18.09.2019 года выдан (составлен) ООО "Автопрогресс -М", свидетельство о поверке N 0300420 от 19.09.2019 года выдан (составлен) ООО "Автопрогресс -М", свидетельство о поверке N ГСИ015862 от 07.02.2020 года выдан (составлен) ООО "Геостройизыскания".
16.03.2020 года Росреестром по г. Москве адрес А.И.Кочетовой направлено уведомление о приостановлении осуществлений действий по государственному кадастровому учету изменений N 77/19-29483, поскольку заявителем был предоставлен не полный комплект документов. Срок приостановления указан не более чем на три месяца до 16.06.2020 года.
В решении указано, что в адрес Росреестра г. Москвы от уполномоченных государственных органов не поступили уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
А.И.Кочетовой предоставлен срок для предоставления документов, а именно исправленного технического плана с дополнениями- 16.06.2020 г.
Ввиду не устранения недостатков Росреестр г. Москвы 01.07.2020 г. вынес решение об отказе в осуществлении действия по государственному кадастровому учету изменений объекта невидимости.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не устранены недостатки, указанные в Уведомлении от 16 марта 2020 г, ею не представлены все необходимые документы.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В соответствии с ч. 11.1 ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1)документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости. Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Согласно части 6 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия, при этом, Федеральный закон N 218-ФЗ не обязывает заявителя самостоятельно представлять указанные документы.
Так, Росреестр г. Москвы указывает, что в его адрес не поступили уведомления от уполномоченного органа власти в установленном порядке.
Между тем, согласно части 6 статьи 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Аналогичный правовой подход изложен в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, где прямо указано, что непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 12 указанного Обзора).
Кроме того, Росреестр г. Москвы не был лишен возможности направить повторный запрос, а также продлить срок приостановления государственной регистрации.
Данные обстоятельства указывают на то, что обжалуемое решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным, а потому решение суда, установившее обратное, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об отказе в государственной регистрации права собственности от 01.07.2020 года N77/20-61848 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:20:0020441:112, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Рязановское, СНТ "Ёлочка", владение 57, строение 1, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление А.И.Кочетовой о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 20.07.2021 г. отменить.
Признать незаконным решение Управление Росреестра по г. Москве от 01.07.2020 г. N77/20-61848 по заявлению Кочетовой Анны Ивановны.
Обязать Управление Росреестра г. Москвы повторно рассмотреть заявление Кочетовой Анны Ивановны о государственном кадастровом учете без одновременной государственной регистрации жилого дома.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.