Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В.Ставича, судей фио, фио, при секретаре А.В.Цыганковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Л.А.Филипповой-Л.З.Громовой на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 28 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Филипповой Людмилы Александровны к Объединению административно-технических инспекций города Москвы, территориальному отделу N 5 "Межрайонная инспекция Гостехнадзора города Москвы по надзору в обрасти технического состояния самоходных машин и других видов техники N 5", главному государственному инженеру-инспектору гостехнадзора Западного, Северо-Западного, Зеленоградского административного округа города Москвы фио о признании незаконным решения, обязании провести осмотр и выдать паспорт самоходной машины
УСТАНОВИЛА:
Л.А.Филиппова обратилась в суд административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение N 0000010565 от 12.04.2021г. территориального отдела N 5 "Межрайонная инспекция Гостехнадзора города Москвы по надзору в обрасти технического состояния самоходных машин и других видов техники N 5" об отказе в приеме документов для оказания государственной услуги "Государственная регистрация самоходных машин", обязать ОАТИ в лице территориального отдела N 5 "Межрайонная инспекция Гостехнадзора города Москвы по надзору в обрасти технического состояния самоходных машин и других видов техники N 5" провести осмотр, по результатам которого выдать паспорт самоходной машины на мотовездеход HONDA TRX 300 FWW, номер двигателя TEISE-9008393, мощность двигателя 21, 3 л/с и принять решение по существу обращения от 12.04.2021г. о регистрации самоходной машины.
В обоснование требований указала, что является собственником мотовездехода HONDA TRX 300 FWW, приобретенного у фио, который в свою очередь приобрел его по договору купли-продажи N 1 от 09.05.1998г. в ООО "АЛАН-Z". В целях регистрации мотовездехода истец обратилась в ОАТИ г. Москвы. Решением Территориального отдела N 5 "Межрайонная инспекция Гостехнадзора города Москвы по надзору в обрасти технического состояния самоходных машин и других видов техники N 5" было отказано в приеме заявления и иных документов для оказания государственной услуги, так как не представлен скан - копия паспорта самоходной машины и информация о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС. 12.04.2021г. вновь обратилась в ОАТИ г. Москвы с заявлением о регистрации и выдаче паспорта на самоходную машину для оказания государственной услуги по государственной регистрации самоходной машины. Решением от 12.04.2021г. отказано на основании п. 2.8.1.1 Административного регламента, так как заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и г. Москвы, Единым требованиям, настоящему регламенту. С решением не согласна.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований.
Об отмене данного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца Л.А.Филипповой по доверенности Л.З.Громова, полагая, что при принятии решения нарушены нормы материального права.
Представитель административного истца по доверенности Л.З.Громова в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАТИ г. фиоКозлова в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Территориального отдела N5, а также представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом, Л.А.Филипповой на основании договора купли-продажи от 26.12.1998г. у фио был приобретен мотовездеход HONDA TRX 300 FWW, номер двигателя TEISE-9008393, мощность двигателя 21, 3 л/с.
Мотовездеход был приобретен фио на основании договора купли-продажи товаров N 1 от 09.05.1998г. у ЗАО "АЛАН-Z".
Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Мотовездеход на государственный регистрационный учет поставлен не был.
Пунктами 1, 2, 3 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020г. N 1507, предусмотрено осуществление государственной регистрации самоходных машин и других видов техники в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регламентировано предоставление паспорта техники для ее государственной регистрации.
12.04.2021 г. Л.А.Филиппова обратилась в Территориальный отдел N 5 по ЗАО, СЗАО, ЗелАО Гостехнадзора г. Москвы с заявлением в электронной форме о выдаче дубликата ПСМ и регистрационных документов на зарегистрированные в Гостехнадзоре города Москвы самоходные машины, цель обращения- государственная регистрация самоходных машин, причина выдачи-утрата документа в отношении самоходной машины мотовездехода.
Таким образом, из заявления следует, что Л.А.Филиппова обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче дубликата паспорта самоходной машины в связи с его утратой.
Уведомлением начальника отдела, главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Западного, Северо-западного, Зеленоградского административного округа города Москвы Объединения административно-технических инспекций города Москвы фио N 0000010565 от 12.04.2021г. Л.А.Филиппова поставлена в известность об отказе в приеме документов со ссылкой на п. 2.8.1.1 Административного регламента, п. 9 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015г. N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (далее- Решение коллегии).
С таким решением Л.А.Филиппова не согласна.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Введение государственной регистрации автотранспортных средств произведено не для регистрации прав владельцев на них (прав на имущество) и сделок с ними, а в целях регистрации предметов (объектов) сделок, то есть самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению.
Регистрация имеет исключительно учетное значение и выступает в качестве правоподтверждающего факта существования права собственности, которое возникает у приобретателя вещи по договору с момента ее передачи (пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации). Никакого специального режима оформления сделок купли-продажи и возникновения права собственности на автотранспортные средства закон не предусматривает.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
По смыслу указанных норм материального права регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
Из пункта 4 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В пункте 1.5 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее - Правила регистрации) приведены те же положения, что и в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994.
Согласно пункту 2.1 Правил регистрации машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
В силу пункта 2.8.6 указанных Правил, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
По смыслу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" документом, подтверждающим возможность допуска самоходных машин к эксплуатации на территории Российской Федерации, является паспорт на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Данный документ выдается в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.
Абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие паспорта самоходной машины препятствует ее использованию по назначению, поскольку данный паспорт необходим для регистрации самоходной машины за конкретным лицом и ее допуска в эксплуатацию.
В силу приведенных выше норм 2.21. Правил государственной регистрации помимо паспорта на самоходную машину ее владелец для регистрации обязан представить доказательства снятия ее с регистрационного учета по прежнему месту регистрации, а при выдаче дубликата паспорта самоходной машины - предъявить ее для осмотра.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 460 паспорта на самоходную технику выдавались:
- предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
- таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
- органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г, - при предъявлении их к регистрации.
Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдавались:
- предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
- таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
-органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
Аналогичные положения законодательства закреплены в настоящее время Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100.
В соответствии с пунктом 9 названного Порядка в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается:
-изготовителем, выдавшим паспорт, - в отношении изготовленной им машины, выпущенной в обращение, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию;
-уполномоченным органом (организацией), выдавшим паспорт, - в отношении машины, ввезенной на таможенную территорию Союза, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию;
-органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что обязанность по выдаче дубликатов паспортов самоходных машин, не зарегистрированных в органах Гостехнадзора, несет изготовитель.
Инспекция Гостехнадзора в силу приведенных выше положений законодательства обязана выдавать дубликаты паспортов самоходных машин на те транспортные средства, которые зарегистрированы за лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, после предъявления самоходной машины для осмотра.
Таким образом, если до утраты (приведения в негодность) ПСМ самоходная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора, за выдачей дубликата утраченного (пришедшего в негодность) паспорта самоходной машины необходимо обращаться в органы Гостехнадзора. Если же организация до утраты паспорта самоходной машины не успела ее зарегистрировать в органах Гостехнадзора, то за выдачей дубликата утраченного паспорта самоходной машины необходимо обращаться к заводу - изготовителю или в таможенные органы (при ввозе техники на территорию Российской Федерации).
В рассматриваемой ситуации, как верно установлено судом, спорная техника не зарегистрирована за заявителем, и не была зарегистрирована ранее ни за одним из всех ее правообладателей (доказательств обратного не представлено), что исключает обязанности по ее регистрации и выдаче паспорта органами Гостехнадзора на основании заявления Общества.
С учетом изложенного, суд верно признал обоснованным позицию ОАТИ г. Москвы об отсутствии у него обязанности по выдаче дубликата паспорта на самоходную машину.
В рассматриваемой ситуации суд не установилнарушений в действиях ОАТИ г. Москвы и отказал Л.А.Филипповой в удовлетворении ее требований.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции; данные доводы по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает. Нарушений норм процессуального права не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.